Как гармонично сосуществовать с несимпатичным человеком?
Добрый день.
Соседка по комнате в общежитии для меня сложный человек. Как я, так и остальные соседки ощущаем её напряженность, даже озлобленность. У девушки проблемы в родительской семье, не ладится личная жизнь. Она непредсказуемо реагирует, сама себе противоречит. Во всем чувствуется неискренность. То, стараясь понравится, «включает» милого и покладистого выпивающего, и по сему виноватого папу, то внезапно проявляется «мама» - категоричная и тоталитарная. Напряжение доставляют воинственные педантичные замечания к таким мелочам, что даже смешно становится.
Непонимание и дискомфорт испытывают и другие соседки, и это выражают, но почему-то на открытые разговоры они с ней не идут. Мои все попытки открыто поговорить, наладить отношения потерпели фиаско.
На общих парах она заискивает перед преподавателями, очень хочет понравиться. Я спокойнее отношусь к учебе, без ложной скромности могу сказать, мне легче дается, и с преподавателями отношения складываются хорошо, без искусственных усилий с моей стороны. Неоднократно ощущала её зависть, когда мое исполнение или работа оказались лучше. Было неприятно. Будто я ей дорогу перешла.
Я очень остро чувствую внутреннее состояние людей, ощущаю, что ей плохо. Но от этого мне не легче. Я испытываю тяжелые чувства, находясь с этим человеком. Я настраиваю себя максимально миролюбиво, стараюсь отпускать негатив, но все равно какое-то напряжение остается.
Помогите, пожалуйста, разобраться. Я пытаюсь быть объективной, опираться на мнения других людей, взвешивать, смотреть со стороны… Но пока гармонии нет. Наверное, придется менять место жительства.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Мария!
Я бы разделила Вашу проблему с соседкой на две части. Первая — это ее отношение к учебе и преподавателям и к тем, кто успешнее. В любом коллективе находится такой человек, который болезненно воспринимает успехи других, кто ведет себя иначе, чем нам кажется правильным и естественным в отношении преподавателей, порой пытаясь вступить с ними в какие-то особые отношения. Никуда от этого не деться, приходится сосредоточиться на своих задачах и заниматься так, как это нам кажется правильным. К сожалению, иногда люди воспринимают жизнь как вечное соревнование с ограниченным числом “медалей“ и успех других воспринимают как свой проигрыш, как если бы бы все черпали из ограниченного источника, и, если кто-то преуспел, то другому может “не достаться“. Не стоит включаться в эту игру. В итоге каждый закончит учебу и пойдет своим путем, не омрачайте годы учебы участием в ненужной гонке за одобрением.
Вторая часть проблемы — это ваш совместный быт. Можно пытаться помочь человеку, который испытывает трудности в общении — а люди из дисфункциональных семей могут их испытывать, можно не пытаться реагировать с юмором на какие-то эпизоды, предлагая и соседке посмотреть на ситуацию с разных сторон. Но не все оказывается возможным, дома, даже если это временный дом, хочется отдыхать и иметь комфортную обстановку; известно, что с кем-то мы можем делить пространство, а с кем-то это трудно для обеих сторон. Я бы советовала попробовать что-то изменить в отношениях с соседкой, но может статься и так, что вам обеим может быть более комфортно жить с кем-то другим. Если Вы “анализируете“ свою соседку, принимаете во внимание условия ее семьи, она может это ощущать как покровительственное отношение, которое, я уверена, Вы не транслируете сознательно, но которое может прорываться; это может вызывать у соседки внутренний протест и, соответственно, более резкие реакции. Если есть возможность, скорее всего, Вам стоит переехать, а не пытаться перевоспитать эту девушку.