Как принять свою злость?
Здравствуйте!
У меня беда: как-то на вечеринке я подралась с женщиной. Сейчас, конечно же, понимаю, что этого не должно было случится, но тогда я сильно разозлилась, да и алкоголь сыграл свою роль. Я пью нечасто, только по праздникам, но тут случилось. Я осознала, что вела себя ужасно, практически прочувствовала чужую боль, но я не чувствую себя злой и жестокой, и меня мучает совесть за этот эпизод. И еще я не уверена, что такое не повторится, а ведь я женщина, мама и должна быть нежной, хорошей и доброй ВСЕГДА.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Наталья!
Из вашего письма я делаю вывод, что вам трудно принять себя дерущуюся и злую. Это не вписывается в образ ВСЕГДА доброй, нежной и хорошей мамы. Но не кажется ли вам подобный образ плоской маской, за которой вы прятались от других и мира? Юнг назвал такую маску Персоной, а ту часть себя, которую вы видеть не готовы – Тенью. Тень может проявляться в ночных кошмарах во сне, или вот в таком «ужасном поведении», когда человек теряет контроль над собой. Но обычно люди видят свою Тень в других, приписывая им те качества, которые им не хочется видеть в себе. В психологии это называется проекцией.
Принятие своей Тени – это серьезная задача развития каждого взрослого человека. Начать нужно с того, чтобы признать в себе те черты характера, которые до этого мы приписывали другим. Ведь если мы признаем, что испытанная злость – это наше чувство, такое же наше, как любовь или нежность, то сделаем первый шаг к тому, чтобы начать ее контролировать. Любая мама иногда злится, и часто злость ее направленная на своих детей. А точнее – на их плохое или опасное поведение. И это нормально. Сможет ли мать без этой злости защитить своих детей от вреда, который им могут причинить другие люди, или они сами? Может ли современная женщина, на которую возлагается не только роль матери, но и успешного в обществе человека, справиться с этими ролями без агрессивной защиты собственных интересов? Чем лучше человек знает свою Тень, тем успешнее может ее контролировать и использовать в интересах собственного благополучия и благополучия своих близких.
С уважением С.О.