Стоит ли продолжать жить вместе с мужем?
В семье после 12 лет жизни наступил очередной кризис.
У нас четверо детей, причем двое погодок родились за последний год. Разлад был год назад но тогда решили что остались чувства и попробовать все сначала. Сейчас муж говорит что разлюбил, что не хочет меня.
Говорит что устал от меня. Но остается жить дома, говорит, что так надо ради детей. Отношения очень официальные - что купить, и что сделать. Есть ли шанс что отношения наладятся, что для этого нужно сделать? (Разговаривать на тему отношений он не хочет - говорит что это выносит ему мозг). Если нет, стоит ли продолжать такие отношения ради детей?
Спасибо.

Ответ эксперта
Анна, здравствуйте!
У вас с мужем за плечами 12 лет семейной жизни и четверо совместных детей. Это не так часто сегодня встречается и с этим вас обоих можно поздравить. Кризисы в отношениях неизбежны, в какой-то момент появляется неудовлетворенность теми отношениями, которые есть, из них вырастаешь, как дети вырастают из своей одежды. Как правило это проявляется в том, что один из супругов или оба начинают говорить, что они устали, что чувства пропали между ними, что больше нет "искры", что хочется нового и т.д. Все это вовсе не обязательно признак конца отношений. Это признак того, что отношения должны видоизмениться, трансформироваться. Это означает не то, что они не нужны вообще, а лишь то, что такие, какие они есть сейчас - они уже не удовлетворяют вас. Вы изменились (вы оба, и муж и вы), а значит должны меняться и ваши отношения.
И хотя сейчас неудовлетворенность отношениями демонстрирует только ваш муж, вероятно, если вы заглянете в себя, то увидите, что и вы не удовлетворены чем-то в этих отношениях и у вас самой есть какие-то вещи, чувства, желания, которые в этих отношениях не реализовывались.
Есть еще один разворот при взгляде на эту ситуацию. Если ваш муж вашего возраста или старше вас, то, что с ним сейчас происходит, может быть не кризисом ваших отношений, а его личным кризисом: так называемым кризисом середины жизни. В этот момент человек ощущает, что все, чего он достиг к этому моменту (в работе, карьере, семье) вдруг обесценивается, становится неважным. Им овладевает смутное ощущение, что он живет какую-то не свою жизнь и нужно что-то менять. Похоже ли это на то, что переживает ваш муж сейчас?
Анна, вероятно ваш брак стал "мал" вашему мужу, я так же полагаю, что он стал "мал" и вам, хотя в вашем письме вы говорите только о нем. И разговаривать друг с другом - это единственный путь. Мужчинам в нашей стране бывает трудно выражать свои чувства в связи с полученным воспитанием, но это не непреодолимое препятствие. Когда кто-то говорит, что разговоры об отношениях "взрывают ему мозг", это яркая метафора того, что чувств-то на самом деле очень много, так много, что страшно даже упомянуть их, иначе взрыв неминуем. Вы могли бы сказать ему, что чувствуете, что с ним что-то не так, что ему плохо, что что-то гложет его и что вы рядом и готовы выслушать, когда он будет готов поговорить. Когда людям трудно делиться своими чувствами, важно не давить на них, но подавать пример. Во всем вашем письме нет ни слова о том, что чувствуете вы, как вы переживаете эту ситуацию. Что вы про все это чувствуете? Как вы хотите, чтобы развивались ваши отношения? Что вы реализовывали в этом браке, а что оставалось нереализованным в нем? Из вашего письма создается впечатление, что активная сторона в ваших отношениях - только ваш муж. Где же ваше собственное "Я"? Иногда бывает трудно оставаться в отношениях, в которых один партнер всегда подстраивается под другого.
Анна, любые отношения можно наладить, если оба партнера живы и хотят чтобы их жизнь улучшилась. Но наладить здесь будет не вернуться к прошлому положению вещей, а построить новые отношения, заново узнать друг друга. А это всегда начинается с того, что каждый из партнеров пытается заново познакомиться сам с собой, со своими желаниями, чувствами и учится быть честным в их выражении второму партнеру.
Удачи вам!