как помочь ребенку наладить отношения со сверсниками
Добрый день! Читала ваши книги, получила много полезной информации, но не могу помочь ребенку наладить отношения со сверстниками. Ребенок 10 лет. Физически развит, симпатичный. Поменяли школу по причине переезда в другой район. Работали с психологом, готовили ребенка к переходу в новую школу. Ребенок имеет трудности с общением (имел их и в первой школе), при этом очень к нему стремиться. Имеет лидерские качества. Готов любыми способами обратить внимание на себя, пусть даже негативное внимание. Ребенок экстраверт, родители оба интроверты. В семье редко бывают гости. Сейчас ребенок выбрал позицию маленького мальчика в отношении с взрослыми в школе. От одноклассников терпит унижения. Каждый день приходит с мелкими травмами, заклеенными лейкопластырем. При получении царапин обращается к классному руководителю за помощью. В младших классах был драчлив, за что регулярно ругали. За пределами школы он постоянно находит себе знакомых, но они не становятся друзьями.

Ответ эксперта
Инна, спасибо, что читаете. Немного неясно из вашего письма. Это или не ваш ребенок (какой-то знакомый или подопечный) или вы так о нем пишете, как будто он не ваш.
Возможно, что из того, что вы пишете, можно предположить, что интроверты-родители дают мало отклика ребенку, мало показывают своих чувств, любят его, но не так часто к нему обращаются, отзеркаливают, интересуются, практикуют свою любовь в общении. И тогда мальчик пытается вызвать любую реакцию у окружающих его взрослых. Даже готов раниться, чтобы получать взрослую заботу медсестры или учителя. Возможно, у него было много злости на родителей за их неотклик. Но злость к ним он выразить не может, они ему очень дороги и нужны, и он срывался на детей в младшей школе. Сейчас он готов терпеть любые унижения, лишь бы быть в отношениях с окружающими его детьми.
Чтобы научиться дружить, важно чтобы на тебя откликались, замечали, делились, доверяли. А этого, возможно, не происходит у него дома. И тогда связь, контакт, дружба становятся слишком ценными для него, и он начинает очень бояться потерять эту ценность, много тревожится, наседает или пытается удерживать, подкупать друзей, делает много ошибок.
Мне кажется, если помочь его родителям быть более откликающимися, то и мальчик со временем поймет, что связь между близкими есть, она строится, не рвется, и тогда не будет необходимости так злиться, так тревожиться и так терпеть...