Как перестать обижаться на близких?
После разрыва отношений я вернулась к родителям, в городок, где не жила с 17 лет. Нашла работу, но она мне нравится. Депрессии у меня нет, и я стараюсь по возможности вести интересную насыщенную жизнь, но все равно мне очень одиноко. По вечерам мне даже не с кем прогуляться. Мне не скучно с самой собой, но я словно в вакууме. Однако дело даже не в этом. На фоне всех этих изменений у меня упала самооценка. И я стала очень мнительной. Я подозреваю всех своих друзей в том, что они хотят меня поддеть, считают неудачницей. Обижаюсь на шутки, на замечания, везде вижу какую-то подоплеку. Постоянно сравниваю себя с другими, и, как правило, не в свою пользу. Кажется, что ни одна сторона моей жизни не заслуживает одобрения и не удовлетворяет меня: ни работа, ни место жительства, ни внешний вид. Теперь я много завидую, и знакомым, и незнакомым людям. Раньше этого не было. Раньше я далеко не всегда была счастлива, но я всегда оставалась жизнерадостной, самодостаточной, доброжелательной. Меня на всех хватало. И я по минимуму испытывала гнев, раздражительность, злость, обиду - все эти чувства я теперь испытываю в избытке каждый день. Как мне вернуть прежнюю гармонию?
Я ищу новую работу планирую переезд в город, где училась и жила, который люблю. Стараюсь изменить свою жизнь. Но делать это, когда тебя раздирает гнев, обида, зависть и злость, очень трудно.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Анна!
Вполне вероятно, что после разрыва отношений вы могли бы испытывать депрессию, восстанавливаться, провожать ушедший в прошлое этап жизни и человека, с которым Вы расстались. Депрессия — это агрессия, обращенная на самого себя. Вашей энергии сейчас хватает на агрессию, направленную вовне. Это просто две стороны одной медали, имеющие причиной неудовлетворенность, разочарование, падение конструктивной энергии. Можно сказать, что нынешнее состояние — это “плата“ за то, что удалось избежать депрессивного состояния.
Возвращение через несколько лет в родительский дом после некоторой неудачи создает такую атмосферу вокруг Вас, что Вы чувствуете разочарование не только свое, но, возможно, и разочарование родителей, хотя, вероятно, они не высказывают ничего негативного.
Думаю, даже движение в сторону Вашего плана вернуться и найти новую работу принесет изменение и в ваше состояние.
У Вас есть друзья, Вам стоит просто чаще напоминать себе, что друзья в 99% не хотят нас поддеть и задеть, а просто общаются.
Подумайте о том, какой опыт Вы приобрели с тех пор, как уехали из родительского дома, что в Вас изменилось, чему Вы научились?
Что это были за отношения, разрыв которых Вы так тяжело переживаете? Какой опыт, кроме негативного (разрыв, это всегда больно), принесли? Я задаю этот вопрос так : “Зачем все это было?“и всегда находится хотя бы одна очень положительная черта у приобретенного опыта.
Если найдете возможность, поработайте с психологом.