Как помочь маме встать на ноги после тяжелого периода в жизни?
Мама для меня всегда была примером для подражания: сильная, мудрая, преуспевающая женщина. Растила меня одна. Всю жизнь она работала в фармацевтической сфере и занимала топовую позицию - директора по маркетингу. Но сейчас, моя мама тяжело болеет уже на протяжении 3х лет. Самые сложные осложнения она получила примерно год назад. Тогда же мы потеряли мою бабушку (она умерла от инсульта). Потеря была действительно ощутимой, особенно для меня. Бабушка очень помогала мне ухаживать и присматривать за мамой. Вот мы остались вдвоем. Единственной возможностью как-то стоять на собственных ногах для меня - это работать, а маму я оставила в надежных руках сиделки. Время шло, все было как-то тихо спокойно, но мама продолжала чахнуть на глазах, вплоть до того, что не могла вставать с кровати. Благодаря одной моей знакомой удалось устроить маму в хорошую больницу, там ее поставили на ноги за месяц, но операция по-прежнему необходима. Пока мы стояли в очереди на операцию (больше месяца) мама чахла морально. Она и раньше высказывалась по поводу "будущей" жизни не радостно, но сейчас она говорит совсем страшные для меня вещи:" мне нет смысла выходить из больницы, я никогда не буду работать, я не хочу жить в нищете, если я не умру на операционном столе, я сама это подкорректирую..." я не знаю как мне помочь маме. Я ее люблю и не хочу, чтобы она так мучилась и страдала. Работа для нее всегда была важной. Но ее амбиции заводят ее в дебри, из которых не видно выходов - ни для нее, ни для меня. По ее словам, ей нужна либо та жизнь, которая была до болезни, либо никакая... Но я прекрасно понимаю, что три года без работы, плюс возраст - 47 лет, плюс болезнь - оставила отпечаток на ее лице - не являются помощниками в превращении ее мыслей в явь в скором времени. Более того, мне не понятно слышать от мамы пожеланий "здесь и сейчас" (касательно работы), учитывая то, что она действительно ничего для этого не делает. а падать на ступени ниже, как она говорит, срам и позор для нее. Помогите, пожалуйста! Если Вам необходима будет еще какая - то вводная часть, дайте мне, пожалуйста, об этом знать.
спасибо

Ответ эксперта
Алина, здравствуйте.
Ваша мама действительно проходит через тяжелый период своей жизни. Людям амбициозным, высоко ценящим свою карьеру и социальную позицию, столкнуться с ситуацией вынужденной беспомощности и болезни очень тяжело. Сейчас ваша мама все еще остается в фантазии о возвращении к той себе, которой она была до болезни, но вернуться в любом случае невозможно: опыт болезни не получится просто вычеркнуть, с ним все же нужно будет жить дальше и скорее всего это будет не та жизнь, которая была раньше. Такие вещи не то что трудно, невозможно принять быстро, в их принятии мы проходим от цепляний за прошлое через депрессию и горе к принятию новой судьбы. Этот путь может занять долгое время, но это путь, депрессия - не последняя станция, а только остановка посередине, если смотреть на нее так, точно зная, что она закончится, прожить этот период можно гораздо легче.
Вы не можете пройти за маму этот путь, но можете ее поддерживать и быть рядом: это очень многое. Сейчас ваша мама в депрессии и ей трудно видеть в будущем какие-то светлые моменты. Ваша задача быть рядом и разговаривать с ней, слушать ее боль, сочувствовать, может быть, искать для нее книги и фильмы о людях, находящихся в схожей с ней ситуацией, борющихся и переживающих тяжелые болезни, потери и находящих новый путь. Депрессия имеет свой смысл: нужно попрощаться с той жизнью, которая была раньше, чтобы можно было начать новую, да, в ней будут ограничения, но в ней могут быть и другие, новые вещи, которых в прошлой жизни не было.
Вам нужно быть рядом и показывать маме, что работа - это не вся жизнь, на ней не зациклен весь мир, что кроме работы, она еще и ваша мама, например, подруга своих друзей и т.д.. Кроме ее работы в мире есть еще множество других вещей: других занятий, интересов, других профессий и т.д. Есть много историй людей, справившихся со своей болезнью и поменявших свою жизнь кардинально. Некоторые из них считают болезнь лучшим, что случилось с ними, потому что приобретенный ими опыт оказал огромное влияние на их жизнь, отделив важные вещи от неважных, истинные ценности от суеты и т.д. Но для того, чтобы такие истории становились реальностью, нужна твердость и сила болеющего человека, а так же поддержка его родственников и друзей.
Алина, сил вам и терпения. Не оставляйте маму одну в ее борьбе, поддерживайте ее и привлекайте других людей к ее и своей поддержке. Ведь ваша жизнь не ограничивается этой ситуацией, обязательно заботьтесь о себе и своих потребностях, не забывайте об этом, вам нужны свои силы, чтобы оказывать близким поддержку.