Не хочу ребенка
Долго не могла стать мамой, а забеременев,
я внезапно поняла, что уже не хочу ребенка!
При этом я чувствую огромную вину перед еще не родившейся дочкой. Я учусь на психолога, боюсь, из меня теперь не выйдет специалиста...

Ответ эксперта
Коллега, без паники. Это чувство перед рождением ребенка – «моя жизнь мне больше не принадлежит» – часто мучает самостоятельных и образованных молодых женщин. С появлением первенца кажется, что вся предыдущая жизнь исчезает. На символическом уровне, возможно, жизнь действительно никогда не будет прежней. А с практической точки зрения рано или поздно «старое» и «новое» образуют сплав, единство – и ни от того, ни от этого невозможно отказаться даже в мыслях. Но вас, мне кажется, гложет другое: случившийся по каким-то причинам «недобор» беззаботности, студенческого легкомыслия. Учеба, как известно, вызывает некоторую регрессию – даже взрослые люди начинают проявлять что-то щенячье, как только оказываются в ученической роли. А тут вам придется опять стать взрослой и ответственной, и вы чувствуете, что словно упускаете шанс «второй юности». Будущая дочка тут почти ни при чем. И чтобы вам не искать оправданий в семейной ситуации, скажу: у троих моих коллег по пятеро детей. Первых родили в те времена, когда и с одним-то было тяжело. На моих глазах профессиональная работа молодых мам, понемногу возвращающихся к активной практике, улучшалась. Появлялась новая глубина, трезвая мудрость. Так что учитесь, коллега, дорожить имеющимся, отпускать утраченное и приветствовать рождающееся – мы все этому учимся всю жизнь.