Как объяснить дочери, что пора становиться взрослой?
Дочь, закончив институт, не стала искать работу. Она плачет по пустякам, капризничает, укоряет меня в том, что у нее «не было детства».
Мне ее жалко, но так жить нельзя...

Ответ эксперта
Ваша дочь сдала нормативы «девочки из приличной семьи» – школа с медалью, университет с красным дипломом – и объявила забастовку. Вы пытаетесь объяснить ей, что пора вступать во взрослую жизнь и брать на себя ответственность. Но ведь все, что она видела в семье, демонстрировало: взрослой быть плохо. Много ли радостного и интересного слышала дочка о работе, на которой проходила большая часть вашей жизни? Вспомните, с каким лицом вы заходили вечером домой. В глазах вашей дочери «повзрослеть» означает впасть в уныние и назидательность, подчиняться глупым требованиям и тяжко вздыхать. И этого, в общем-то, никакая молодая способная девушка хотеть не может.
Ваша девочка выражает запоздалый протест и сейчас «лежит на печи» – объяснять про обязанности ей не стоит, протест усилится. Но кое-что попробовать можно.
Во-первых, как всегда, придется начать с себя. Чаще выбираться из дома, больше развлекаться, «приносить» домой забавные истории. Дочь должна увидеть, что взрослые – тоже живые люди. Американцы говорят: «Никогда не поздно устроить себе счастливое детство, которого не было».
Во-вторых, вам иногда стоит просить у дочери помощи или совета. Ей важно знать, что ее мнение ценно.
Ну и в-третьих, хорошо было бы перестать вздрагивать при словах «У меня не было детства». Дети и родители в этом смысле – вечные должники и заложники друг друга. Чем вы живее и легче, тем скорее дочь поверит, что во взрослости есть какие-то скрытые бонусы... а там, глядишь, и сама попробует. Пока у нее для этого нет никаких оснований.