Странное поведение отца
Здравствуйте.Меня зовут Елена, мне 25 лет. Ситуация в моей семье такова. Мама с папой женаты 27 лет. Ей 48, ему 54. У мамы довольно не простой характер, она человек эмоциональный, шумный, может завестись с полуоборота и тут же остыть. Папа наоборот мягкий, спокойный, добрый. В семье никогда не обходилось без ссор, но в принципе могу сказать что семья у нас благополучная, и вижу что родители любят друг друга. Родители живут в поселке, и работы там нет, поэтому папа вот уже лет 9 ездит работать в Москву строителем, а мама дома одна, на ней дом, хозяйство (птица домашняя) и плюс у нее небольшой магазинчик одежды. Мы с братом живем в других городах. Дома у родителей бываем не так часто, они все больше одни. Так вот лет 7 назад, у родителей произошел первый скандал на фоне ревности отца к маме. Он заподозрил что она ему изменяет с его другом. Мама конечно в ответ на это устроила большой скандал. Затем вроде поутихло и как-то они помирились. Через некоторое время он опять стал обвинять ее в каких-то связях, теперь уже с другим другом и соседом (жена которого мамина близкая подруга). Напился, оскорблял ее (что на него совсем не похоже) и даже хотел идти к нему разбираться. Все скандалы начинались примерно одинаково. Он приезжал из Москвы, и начинал заниматься своими делами по дому, затем не мог найти что-то, какой-то инструмент, или вещь, даже одежду (а надо заметить он не очень аккуратен) и начинались упреки в мамину сторону, что мол это она все любовнику отдает. Очень много раз эти вещи потом находились! Он стал уезжая в Москву закрывать например чердак где у него все хранилось на замок. Но ведь в частном доме все не закроешь, и повод для скандала находился снова. Это стало напоминать какую-то манию с его стороны. Стоит какой-то вещи запропаститься, все, "отдала любовнику". Он может вспомнить про какие-нибудь штаны, которые носил 10 лет назад, и говорить "куда ты их дела, наверное ему отдала" Мама очень обижается, ругается с ним. Потом когда она отходит после обиды, папа через некоторое время (особенно если вещь нашлась) ведет себя как ни в чем не бывало, то чаю ей нальет, то шутит, вобщем подлизывается что ли. Они вроде как мирятся, когда он уезжает они созваниваются каждый день! и очень мило общаются, называют друг друга ласково. Инициатива такого общения исходит от мамы. Последние несколько месяцев все было хорошо, и вот недавно, он был еще в Москве, мама была в гостях у подруги, отзвонилась ему и сказала, что доехала на такси.Он стал ей говорить "таксиста хоть пригласила на ужин? не может быть чтобы он не заходил" и т.д. Мама опять сильно обиделась, иногда, когда у них такая ссора, она хочет развестись, говорит что не может так больше, а он говорит что не даст развод. Вот так и живут, то все хорошо, то скандал, и все на одной почве. Она ему говорила, может это болезнь какая-то, какая-то мания, он везде подозревает измену, но он естественно отпирается. Помогите пожалуйста. Может чего-то я в этой истории не знаю, но думаю что измены с маминой стороны не было, тем более что у нас такой маленький поселок, все бы всплыло, да и я знаю как женщины ведут себя когда у них есть любовник, прихорашиваются и т.д. У мамы такого нет. Дом, хозяйство, работа и всё. Заранее спасибо!

Ответ эксперта
Елена, здравствуйте!
То, что вы описываете в поведении вашего отца, мы называем "параноидными чертами", то есть такими чертами характера, которые заставляют человека быть подозрительным, везде видеть подвох, обман и второе дно. У кого-то этих черт много, у кого-то мало, но есть одна общая тенденция: эти черты становятся более выраженными с возрастом. Это логично: чем чаще жизнь оборачивается к нам неприятной стороной, чем чаще мы сталкиваемся с подвохом, обманом, тем скорее мы понимаем, что проще быть все время настороже, чем каждый раз обманываться. Вероятно, ваш отец сталкивался с потерями и трудными сторонами жизни и бессознательно выработал такую позицию.
К сожалению, близким подозрительного человека непросто. Нужно помнить, что это такой способ для вашего папы снизить тревогу, страх, что он может быть покинут. Поменять его характер нельзя, но чем меньше человек испытывает тревоги, тем меньше у него необходимость преобразовывать ее в подозрительные тексты, которые подрывают доверие в отношениях ваших родителей. Если ваш отец способен осознать свои "приступы подозрительности" и "отделить" их от себя, то вероятно, он сможет контролировать и "тормозить" такие свои высказывания. Но для этого вашим родителям нужно открыто разговаривать о сложившейся ситуации. Когда есть возможность выражать свои страхи открыто и ясно, необходимость в таких обходных маневрах отпадает.