Общаться или не общаться с родителями?
Год назад я поставила родителям ультиматум - или общение со мной и я одна веду судебный процесс по поводу спора с соседом по деревне или их участие в судебном процессе и я с ними не общаюсь до конца судов. Спор тянулся уже 2,5 года и, будучи юристом, я, естественно, вела "семейный" спор. Но родители буквально упивались этим судом, доводя меня до нервного стресса. Они постоянно учили меня, вплоть до крика, что мне говорить в судах и требовали, чтобы я в них участвовала, несмотря на абсолютную критику. И ведь я, несмотря на такое их отношение ко мне, послушно ходила, пока не пошла по врачам из-за нервного стресса. При слове "деревня" я начинала задыхаться от спазмов. Вот тогда я поставила их перед выбором. Они выбрали суды. Сделав сами такой выбор,они оклеветали меня перед всеми родственниками и знакомыми, заявив, что я от них отреклась, а кроме того, якобы я, воспользовавшись своими связями, подделала документы на квартиру сестры и от её имени подарила квартиру чужому человеку. Узнала обо всём я от сестры, администрации, куда они обращались на моё "мошенничество" и от других людей. Родители мне ни слова лично не сказали. Полгода я с ними не общалась. Потом постепенно начали встречаться. Мать извинилась, что "из-за каких то судов они решили не общаться с дочерью". Но для меня это как раз было мелочью. Когда я спросила как же они могли про меня наговорить такую ложь, она вспыхнула, заявила, что я неблагодарная дочь, поверила людям, которые её оклеветали. Отец вообще не извинялся...Сейчас мы общаемся. Причём, если я не приезжаю к ним в гости недели две, то мать приезжает сама. Мы болтаем, смеёмся, но после её уходов я полдня восстанавливаю дыхание, потому что меня всю трясёт. Я воспринимаю её как врага, который мне улыбается и я ей в ответ тоже улыбаюсь. Отца я так не воспринимаю, так как у него вообще нет своего мнения и всё его поведение и отношение полностью зависит от позиции матери. Неужели единственный выход для меня - это не видеться с матерью вообще? Но ведь это моя мать... Буду очень благодарна Вам, если подскажите как же мне научиться видеть её и не задыхаться после её уходов..

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
Когда Вы говорите “ведь это же моя мать“, что Вы имеете в виду? Что бы Вы ни имели в виду, такой же аргумент в свое время не сработал для Вашей матери, она не сказала себе: “Ну это же моя дочь!“
Я бы предложила Вам сделать картинку немного более объемной, попыталась бы понять, а что, собственно, происходило с родителями? Они сошли в тот момент с ума? Они могли быть действительно не в себе, ведь люди, когда речь идет о земле и недвижимости, теряют голову в буквальном смысле этого слова. Они находятся в это время во власти комплекса, они ассоциируют себя со своим жильем, с бессмертием и незыблемостью. Просто попытайтесь на холодную голову увидеть еще раз, что происходило.
Мне почему-то не кажется, что ваши отношения ухудшились внезапно, это видится как давно идущий процесс, когда у вас не было отношений надежных, теплых, настоящих. Та ситуация просто это проявила.
Второе, что я бы попыталась сделать немедленно, это все же установить какие-то новые правила. Если Вам плохо после общения с мамой, вероятно, общение пока надо ограничить. Никто не извинился за наговоры, за такую чудовищную ложь — то есть, самое болезненное для Вас не было никак даже проговорено. Я бы сказала, что Вы имеете право видеть их тогда, когда захотите. Я бы прямо так и сказала матери, что Вы до сих пор не можете понять того и того, что Вы хотите разобраться, что не надо на Вас кричать и обвинять в неблагодарности, Вы хотите услышать, что же это было. Я бы сказала, что до тех пор, пока вы искренне, может с болью и со слезами, но без обвинений, не поговорите, все ваше общение с улыбками будет ложью и что Вы так не можете продолжать.
И я бы провела такую встречу на нейтральной территории. Встречайтесь в кафе и только тогда, когда Вы готовы видеть маму.
У всех и всегда, пока люди живы, есть возможность сказать “прости“ или хотя бы рассказать, как все было.