Как справиться с неуверенностью в себе, с недовольством собой?
Здравствуйте! Я учусь в 11м классе и, разумеется, готовлюсь к сдаче экзаменов. Дело в том, что за последние два месяца я стала чаще плакать и расстраиваться по пустякам, из-за малейшей ошибки я очень сильно переживаю. Боюсь не сдать ЕГЭ на высокий балл, хочу получить результат не хуже, чем у моих приятелей и друзей, постоянно сравниваю себя с одноклассниками. Вроде бы осознаю, что это глупо, но ничего с собой не могу поделать. Родители на меня никогда особенно не давили, не требовали максимальных результатов, поэтому я не знаю, откуда у меня взялась эта боязнь. Возможно, она появилась, потому что учителя всегда видели во мне способную ученицу - иду на серебряную медаль, призер различных олимпиад (хотя я себя считаю довольно заурядной). Мне все время кажется, что я недостаточно много занимаюсь подготовкой, что я недостаточно умна, чтобы показать достойный результат. Не знаю, что с этим делать. Стараюсь учиться изо всех сил, но внутренней уверенности почему-то не прибавляется..

Ответ эксперта
Здравствуйте, Лиза!
Конечно, Вам стоит соревноваться только с самой собой, если Вам все еще есть куда расти. Может быть, Вы слишком строги к себе, а может быть, Вы действительно можете отметить те места, где работаете недостаточно. Посмотрите, какой балл достаточен для Вас, чтобы поступить на нужный факультет или в желаемый университет, и посмотрите, сколько ”достаточно“ и как Ваши результаты соотносятся с нужными баллами. Не забывайте, что Ваша задача — поступить в тот ВУЗ, который Вы выберете, а не обойти своих одноклассников по результатам. Сосредоточьтесь на той цели, которая полезна для Вас и достижение которой оставит Вам силы для того, чтобы радоваться жизни. Не забывайте, что поступают в институты не обязательно самые выдающиеся люди по своим результатам, а просто люди, которые хорошо освоили программу. Вы имеете опыт олимпиад, Вы хорошая ученица, откажитесь от цели учиться лучше всех — знаете, в соседней школе кто-то может быть еще лучше. Когда Вы говорите себе, что ничего не можете с собой поделать, попробуйте просто, как только Вас охватывает ажитация соревнования и сравнения, говорить себе: “ Я этим не занимаюсь, я учусь в свое удовольствие“.
Желаю Вам всего доброго и успехов, которые будут Вас радовать, а не выжимать из Вас все силы.