дружба между психологом и клиентом
Здравствуйте! Мне 16, я учусь в школе. Был период, когда мне было необходимо обратиться за помощью к психологу (проблема личности: в эмоциональном плане, восприятии себя, жизненных ситуаций и реакций на них..). После посещения пары психологов, пользы не было, я их недопоняла, кто-то просто не понравился. Как ни странно в определенный момент я обратилась к нашему школьному психологу и она действительно помогла мне очень сильно. Мы с ней проделали колоссальную работу, я нашла себя.. У нас с ней теплые отношения и дружеская связь, я до сих пор обращаюсь к ней. Она меня направляет в нужное русло, и я испытываю к ней чувства как к старшей сестре (она молодая, ей 24, но при всем этом она очень классный развивающийся специалист). Не просто дружбу, а даже любовь... Бывало мы общались вне консультаций, ходили в кафе, например, я звоню ей иногда. На вашем сайте в статье про хороших психотерапевтов я нашла, что хороший психолог никогда не завяжет с клиентом дружеских отношений. Меня это даже в какой-то степени пугает, ведь я до сих пор иногда обращаюсь к ней с вопросами по старой проблеме. И она мне очень нравится как специалист, как личность в целом.. И я не хотела бы ходить к какому-нибудь другому психологу. Подскажите, пожалуйста, приемлемы ли такие отношения между мной и ней как у клиента с психологом? И правильно ли это, если наша дружба на консультациях мне абсолютно не мешает, я получаю колоссальное удовольствие от общения с ней и, главное, она мне помогает как специалист-психолог?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Анна!
Все, что Вы читали относительно психотерапевтов, может совсем не подходить для отношений со школьным психологом. Это несколько особенный сеттинг, хотя он может быть и приближен к строгому, когда клиент ничего не знает о психологе и не общается с ним вне сессий, это случается также и в школах. Ваши отношения очень похожи на всякие школьные отношения, как это бывает между молодыми и не только молодыми учителями и учениками, когда учителя готовы проводить свободное время со своими учениками. С такими симпатичными людьми легко идентифицироваться, они вроде бы и взрослые, и уже получили образование, но все еще молодые и понимают до мелочей проблемы подростков, помнят, как этот возраст переживался ими самими. В этом нет ничего патологического. Люди могут закончить школу и дружить.
Я бы все же предупредила Вас, что это не совсем настоящая дружба, в том смысле, что ваши отношения не равны. Психолог Вам помогла и продолжает помогать, но сама она не может обратиться за помощью к Вам, случись у нее какие-то проблемы. Это невозможно и она никогда не станет, скорее всего рассказывать Вам о том, что ее беспокоит, как рассказала бы подруге.
Может быть, Вы очарованы именно этим статусом психолога — она вроде бы, очень близка, она понимает Вас, она может помочь с трудностями вашего возраста, она почти родитель по статусу, но очень правильный и позитивный родитель.
Иногда молодые психологи, очень хорошо образованные, но не очень опытные, не справляются с соблюдением границ, с детьми и подростками это очень вероятно,— и сами от этого страдают.
Я думаю, что Вы можете обсудить то, что между Вами происходит, спросить ее, как она к этому относится. Психологи очень часто разговаривают на такие темы в процессе долгой терапии со своими клиентами. Можете так и сказать ей, что есть нечто, что Вас пугает.
Я бы спросила Вас, что именно Вас пугает? Пугает ли Вас, что вам будет нанесен какой-то вред? Что отсутствие границ негативно скажется на ваших отношениях и Вы не сможете больше полагаться на ее помощь, которая все еще часто требуется?
Видите, эти границы нужны прежде всего самому клиенту, просто для того, чтобы не бояться таких вот последствий.
Я бы советовала Вам без всяких сомнений обсудить сложившуюся ситуацию. Хороший психолог вздохнул бы с облегчением от такой инициативы клиента.