вспоминается только плохое
здравствуйте! в преддверии 30-летия я погрузилась в вспоминания. и вот что меня пугает - вспоминается только плохое. кажется, что вся моя жизнь до встречи с мужем и рождения ребенка была чередой глупых и грязных историй. мне стыдно вспоминать неудавшиеся романы, легкомысленные выходки, алкогольные тусовки. то, что раньше казалось сильным чувством, сейчас представляется скорее психологической зависимостью, "любовные безумства" - унизительными, глупыми и грязными выходками. Дружба - чередой пьяных откровений. и ведь сейчас мои друзья - не алкоголики из соседнего двора, а образованные и успешные "яппи". Не могло же не быть в моей жизни ничего светлого!Да и бурной молодостью могу "похвастаться" не только я. Умом я это понимаю, но чувствую все равно какую-то тоску и отвращение. Мне постоянно стыдно за себя и, кажется, если близкие поймут. какая я - меня бросят. Вот, выпустила свою стаю "гусей". очень хочу поставить мозги на место, но сама не справляюсь, а обратиться к психологу на данный момент не могу - моей дочке год, я пока не работаю, а декретных на это не хватит. Просить деньги у мужа не вариант - не поймет. Буду благодарна, если Вы подскажите, что со мной происходит и почему, и, возможно, порекомендуете какую-нибудь литературу...

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Мы все растем и взрослеем по-разному, я не видела ни одного человека, который не совершал бы того, чего Вы так стесняетесь сегодня. Вы повзрослели, стали более мудрой, умной — рождение ребенка тоже этому способствовало, видимо. Обвинять себя в том, в чем Вы обвиняете себя — это тоже поступать не очень мудро в отношении себя и своего времени. Тот человек, каким Вы были, совершал такие и такие поступки, делал то и то, но сейчас Вы не там, у Вас другое сознание и осознание себя и своей жизни, важно только то, что происходит сегодня. Что буквально сегодня я делаю для себя, от чего отказываюсь, куда себя направляю — только это важно. Конечно, чтобы навести порядок в прошлом, очень помогает психотерапия, но Вы можете оставить ее на тот период, когда появится возможность, это никогда не поздно.
Сделайте так, чтобы каждый день сегодня Вас радовал, чтобы Вы ощущали смысл сегодняшнего дня — поверьте, бурные поступки прошлого не оказывают на это влияния. Но и сегодняшние дни могут быть опустошены сожалениями, тоской и бездействием.
Мы не сразу обретаем мудрость и даже просто здравый смысл, мы могли когда-то проводить время в пустых разговорах с “не теми“ людьми, но то время прошло и правильное присвоение своего опыта в том и состоит, что мы говорим себе — больше я так не делаю. Этого вполне достаточно.
Если мы пытаемся просто забыть, вытеснить воспоминания о том, что неприятно в прошлом — они все равно найдут возможность проникнуть в нашу жизнь. Надо просто сказать себе: “Да, это была я, ну и глупой же я была“. Не нужно “очищать“ себя, не нужно отрицать того, что было. Приходит воспоминание — скажите ему: “Да, было дело“, и все. И посмотрите, что пришло на место тем глупым поступкам, дайте именно им место. “Да, когда-то было так и так, но сейчас я делаю совсем другие выборы“ — вот такая формула очень действенна.
Удачи и полной Вам жизни!