Как вести себя с сыном -<wbr/> подростком, 13 лет?
У меня есть сын Максим, ему 13 лет. В этом году у нас все по новому. Интересуется компьютерными играми - это основное занятие. Играет в сети, на отсутствие в доме интернета реагирует болезненно, требует подключения. Занимается плаванием (с удовольствием), ходит на доп. занятия по алгебре, физике, русскому языку. В школе начал учится на тройки, к учебе интереса нет. Очень старается выглядеть хуже в глазах окружающих, конфликтует, спорит по пустякам. Бунтует в школе. Ходит в джинсах, хотя нужно ходить в школьной форме. У меня на глазах пытается обидеть сестру, словом, может ударить. Не пойму, что с ним происходит. Как правильно реагировать?

Ответ эксперта
Любовь, описанные вами особенности поведения сына типичны для подростка. Поэтому на ваш вопрос о том, что происходит с мальчиком, ответ простой: «Максим взрослеет». А повзрослеть, в понимании подростка, – это значит отвергнуть ранее приемлемые формы поведения. Отсюда бунт, протест и пр.
Как известно, подростковый период развития называют трудным. Но таковым он является не только для родителей, но и для самих детей. Происходящие перемены (и физиологические, и психологические) делают подростков очень ранимыми, раздражительными по пустякам, вспыльчивыми, неуравновешенными. За их невыносимым поведением, как правило, стоят беспомощность и отчаяние. Их «ершистость» только внешняя. На самом деле, они продолжают очень нуждаться в понимании и участии близких взрослых. Поэтому на вопрос: «Как правильно реагировать?» ответ такой: «Понимать происходящее, с уважением относиться к ребенку, поддерживать с ним доверительные отношения».
Подросткам очень не нравится, когда с ними говорят в авторитарном стиле. Поэтому вместо безапелляционных суждений лучше рассказывать, что вас волнует, беспокоит, тревожит. Расспрашивайте, интересуйтесь, словом, прилагайте все усилия для поддержания диалога с сыном. Рассказывайте о себе. Дети ценят честность и искренность родителей. Обсуждайте возникающие ситуации. Выслушайте взгляд на происходящее сына. Ведь самое важное в период подросткового возраста ребенка – сохранить теплые, доверительные отношения с ним. Учитесь договариваться так, чтобы ваши договоренности устраивали обе стороны. Вводите обязательные правила, касающиеся общепринятых ценностей, и требуйте их исполнения. Так, нельзя ни при каких обстоятельствах поднимать руку на сестру и других членов семьи.
Что касается компьютера. В его информационном поле подростки, зачастую, находят и удовлетворяют многие свои потребности. Но все-таки важно, чтобы активность в реальной жизни при этом не снижалась. Оптимальный вариант, когда подростку физически остается мало времени на компьютерные игры. Должны быть и живое общение с друзьями, и реальные достижения, например, в плавании, которым Максим занимается с удовольствием. Подмечайте и поощряйте успехи сына. Важно, чтобы подросток чувствовал уважение взрослых за реально достигнутые им результаты.