Простить ли измену?
Здравствуйте, Александр!
Мне 22 года. Встречаюсь с молодым человеком уже 5 лет. До недавнего времени была абсолютно уверена во взаимных чувствах - люблю его безумно, все было построено на взаимном доверии. Но как бы то ни было, я всегда шла на уступки во всем. Дело доходило иногда даже до абсурда - я прекращала общение с людьми противоположного пола, к которым мой любимый безосновательно ревновал. Не могу сказать, что все делалось с большой охотой - но тем не менее он меня вынуждал делать так, как он захочет. В его верности я никогда не могла усомниться. До недавнего времени. У него появилась подруга. Их "дружеские" отношения выводили меня из себя - я постоянно ревновала, но, вспоминая себя, топтала чувство ревности, старалась доверять ему, верила в дружбу между ними и даже налаживала отношения с его подругой. Все усугубилось потом тем, что я узнала, что она его любит. Далее выяснилось, что около полугода он меня обманывал – изменял мне с ней. Я узнала об этом тогда, когда у них все уже закончилось и вошло в фазу постоянных выяснений отношений. Он пришел ко мне. Рассказал мне все начистоту. Всегда подчеркивая, что это была его большая ошибка. Но при этом сказал, что действительно потерял голову и в какой-то момент влюбился. Но, мол, люблю только тебя – говорил он – никто мне больше не нужен, я дурак, больше этого не повторится. Я простила. С тех пор начался кошмар для меня. Вышло все так, что несмотря на то, что он все испортил - я держу наши с ним отношения - потому что постоянно боюсь быть не такой для него, боюсь что-то испортить, сдерживаю себя. Я - очень эмоциональный человек, типичный холерик, стала теперь держать все в себе, потому что постоянные разговоры о ней - никак не идут на пользу. Он не хочет прекратить их «дружбу» (в кавычках потому, что дружбой это никогда не было). Он клянется и божится мне, что теперь их связывает действительно только дружба, а она тем временем всем клянется и божится, что сильно любит его. Я стала нервной и раздражительной. Однажды я по пустому поводу завелась, начала неистово кричать и бить его, надо отдать ему должное - он, вопреки своему характеру, просто обнял меня крепко и успокоил. Но это "однажды" повторяется. Мои апатия и безразличность мешают мне работать. Но это на работе. А так я постоянно на взводе. Я уверена, что люблю его, и не смогу отпустить, но я не могу простить того, что он сделал. Я не могу понять и то, что он делает сейчас, своим дальнейшим общением с ней обрекая нас на новые испытания. Я не могу ни на чем сконцетрироваться - все мысли постоянно крутятся вокруг них. Не было такого, чтобы будучи рядом с ним я не думала о них обоих. Даже в постели я не могу забыть. Я просто смотрю на него и мне становится щекотно до дури и тошнит от мысли, что она смотрела на него вот так же, как и я - и он вел себя также.. и прочее, прочее.. Собственно, это всё можно продолжать бесконечно. Просто я не могу понять как мне вести себя. Я ужасно устала. Я хочу вернуть все вспять - а впереди я просто ничего не вижу. Я не могу постоянно думать, что же сделать, чтобы он не думал о ней, или чтобы она не казалась лучше меня. Но я его очень люблю. Но мне очень сложно. Я перестала общаться со своими друзьями в силу своей раздражительности, да и добровольной изоляции от всех во имя его - тоже. Но я не знаю как иначе - я хочу его удержать, но быть преданной вновь тоже не хочу.

Ответ эксперта
Елена, здравствуйте.
Последнее время вы многое переживали, много пережили, затратили много душевных сил, устали, запутались, фактически ничего не добились, и теперь на самом деле не знаете, что вам делать дальше.
Думаю, вы уже понимаете, что не можете переделать другого человека. В любой ситуации вы можете переделать только себя. Только так можно добиться каких-либо реальных изменений.
В чем именно имеет смысл измениться вам в сложившейся ситуации? Пока вы помнили, теперь нужно планировать. Вы хотели вернуть все вспять, теперь имеет смысл посмотреть вперед. Пока вы концентрировались исключительно на них, теперь пора вспомнить о себе. Пока вы боялись потерять его и всеми силами старались его удержать, теперь пришло время испугаться того, что вы реально теряете саму себя (свою перспективу, свое спокойствие, своих друзей). Теперь настало время приложить максимум усилий и не потерять, удержать себя, ту, которой вы были раньше, ту, которую в свое время он заметил, выделил на фоне других, ту, которую он полюбил.
Если говорить совсем коротко, то не стоит ни удерживать его, ни быть преданной ему, стоит удерживать себя и быть преданной себе. И если он действительно любит вас, то он будет с вами только тогда, когда вы сами будете собой.