Как преодолеть своё раздражение по отношению к старшему сыну?
Мне 29 лет, год назад у нас появился второй сын, первому сыну на этот момент было 4 года. Оба ребенка у нас запланированные и желанные. Почти все время с мальчиками провожу я , т.к. муж много работает, мои родители далеко, а его родителям просто некогда, поддержки никакой. Хотя к этому моменту я была готова. Но чем старше становится младший ребёнок, тем сложнее мне становится общаться со старшим. Когда я вижу как он обращается с маленьким братом, как он с ним играет у меня возникает гнев и раздражение, ведь я не так учу его общаться. Я понимаю, что возможно он протестует и знаю, что хотел бы получать от меня больше внимания, но не хватает сил и времени, от этого бешусь еще сильнее. Понимаю, что такие мои действия разрушительны для ребенка, хотя я конечно не всегда такая, и стараюсь дарить тепло и любовь... Как преодолеть свой гнев? Помогите мне пожалуйста?

Ответ эксперта
Светлана, здравствуйте!
Вы пишете, что испытываете гнев и раздражение, когда видите обращение старшего сына с младшим. Давайте попробуем разобраться.
1. Вероятно, вы испытываете эти чувства не все время, а в те моменты, когда старший плохо поступает по отношению к младшему: обижает его, например. В таких ситуациях совершенно нормально испытывать и гнев и раздражение. В этих чувствах нет ничего страшного. Вы же не можете круглые сутки излучать вокруг себя тепло и любовь, да это и не нужно, вы же реальный человек. Гнев - нормальная реакция, в каких-то количествах он есть в любых отношениях, и для ребенка важно понимать, что на определенный вид поведения родитель реагирует негативно. Это механизм, через который устанавливаются границы: вот это можно делать, а вот это - нельзя. Скорее всего, если вы разрешите себе злиться, то поймете, что не так уж и часто вы это делаете, и не так уж велик ваш гнев, как кажется.
2. Вы пишете, что вам не хватает сил и времени, чтобы уделять больше внимания старшему, и что это заставляет вас злиться еще сильнее. Здесь важно разделять эти чувства. С одной стороны - есть ситуативный гнев на ребенка, который плохо обращается с братом, о нем мы говорили выше, и в нем нет ничего страшного. С другой - общее раздражение, злость на нехватку сил и времени, чувство беспомощности и того, что вас оставили один на один со всеми "детскими проблемами". И это чувство направлено уже не на сына, оно направлено на всех тех, кто не помогает вам с детьми, однако на чью помощь вы рассчитывали: на мужа, на его и ваших родителей. И здесь нужно учиться разделять два этих чувства. Когда в вас поднимается волна гнева - спросите себя: на кого именно она направлена? как правило, мы злимся в ситуации, когда чувствуем себя беспомощными, когда не знаем, как решить проблему.
Беспомощность же рождается из нехватки внутреннего ресурса: со всем справлялись-справлялись, но силы на пределе. Светлана, вы могли бы поискать способы восстанавливать и накапливать этот ресурс, то есть, простыми словами, отдыхать. Как вы отдыхаете? В каких ситуациях, в какой компании чувствуете себя максимально расслабленно и хорошо? Проводите ли вы регулярно время без детей? Чем увлекаетесь, интересуетесь? Для вас важно найти время и место для себя. Это ваш ресурс, источник сил, если он полон, вы как раз и дарите окружающим тепло и любовь. Но для этого вы должны сначала накопить их в себе.
Удачи!