Я перехотела замуж
Встречаюсь с молодым человеком более пяти лет. Очень хотела за него замуж, постоянно ему об этом говорила. Но он отшучивался и все время откладывал это событие. А вот теперь он всерьез заговорил о женитьбе. И выяснилось, что я то этого не хочу, или боюсь. Мне с ним хорошо, спокойно, надежно, но... постоянно с ним жить пока не готова. Значит ли это, что я его не люблю или просто не хочу потерять свободу?

Ответ эксперта
Екатерина, здравствуйте.
Основную причину ваших сомнений, неготовности я вижу вовсе не в том, что вы не любите своего молодого человека или же боитесь потерять свободу. Она заключается в том, что ваше собственное столь сильное когда-то желание замужества слишком долго оставалось нереализованным. И хотя наши желания нельзя назвать в буквальном смысле «скоропортящимся товаром», они тоже имеют вполне определенный «срок годности». Что происходит с нашими желаниями по истечении этого срока? Происходит то, что можно было бы назвать обесцениванием, девальвацией предмета желания. Вот самый простой пример: все мы учили наизусть в школьные годы басню Крылова «Лиса и виноград»; конечно же, мы помним ту трансформацию, которую проделывает спелый и сладкий, но недостижимый виноград в сознании лисицы: он оказывается «зелен». Перед нами универсальная психологическая закономерность. Когда мы не можем почему-либо получить предмет наших желаний, наше сознание начинает защищаться, изменяя образ этого предмета так, что он становится менее желанным. Этот деформированный образ начинает жить, определяя видение и поведение того, кто когда-то мечтал о нем. Продолжая нашу басенную метафору, можно сказать, что даже если представить себе, что гроздь спелого винограда падает перед самой мордой лисицы, то она отнюдь не сразу жадно набрасывается на нее, ведь в ее представлении «виноград-то зелен». Этот образ как незримый барьер встает теперь между ее желанием и предметом этого желания. Причина безразличия лисицы к винограду вовсе не в том, что она не голодна или боится впасть в зависимость от винограда. Причина в ее образе, ее собственном представлении о нем. Как только вы поймете это, вы сможете снять свои «зеленые очки», сможете более открыто и непосредственно взглянуть на своего молодого человека.