Как сказать дочери, что отец в тюрьме?
Мой муж в тюрьме. Его дочери от первого брака 11 лет, она думает, что любимый папа в командировке, но уже догадывается, что что-то не так. Мы не знаем, как сказать ей правду, а правду говорить придется обязательно, потому что срок очень большой и муж не хочет, чтобы дочь росла без него. Мы не знаем, как помочь ей преодолеть шок и пережить то, что ее обманывали.
Заранее благодарна за ответ,
Анна

Ответ эксперта
Анна, конечно, рассчитывать на то, что девочка внутренне спокойно воспримет новость об отце, не приходится. Реакция может быть самая непредсказуемая, но, в любом случае, для ребенка это будет стрессовая ситуация. Потребуется немало времени, чтобы ребенок смог принять случившееся. Но истинное понимание происходящего все равно лучше красивой иллюзии. Кроме того, нельзя исключать того, что ребенок обо всем узнает от посторонних людей, да еще и в искаженном виде.
Соглашусь с вами, что девочка о чем-то догадывается, и не исключаю, что знает она гораздо больше, чем вы предполагаете. Одиннадцатилетние дети многое замечают и уже умеют делать определенные выводы, которые, к сожалению, нередко оказываются домыслами. Поэтому, хоть, может быть, и не сразу, ребенку будет только спокойней, если вслух проговорить недосказанности. Это должен быть искренний разговор девочки с близким ему человеком, которому она доверяет. Говорить нужно о своих чувствах и своем отношении к происшедшему. Честно признаться, что это трудный разговор. Извиниться за то, что не хватило духа сразу сказать правду. Объяснить это можно, например, тем, что для разговора требовалось время, чтобы примириться с произошедшим. Можно сразу высказать свои предположения о том, что девочка о чем-то догадывается сама. Не исключаю, что тогда она выдаст свою версию происходящего и свое отношение к этому. Тогда останется только внести коррективы. Во время разговора необходимо контролировать реакции ребенка на неприятную правду. С учетом этого дозировать негативные моменты, но при этом ни в коем случае не искажать факты. Можно обсудить обстоятельства, в условиях которых отец совершил проступок, сказать о неизбежности наказания за им содеянное.
Анна, вы и сами прекрасно понимаете, что затронутая вами тема весьма деликатная и болезненная. Поэтому выбрать подходящий момент для разговора, подобрать для девочки конкретные слова сможет только человек, хорошо знающий особенности ребенка и чувствующий его состояние. Но неплохо было бы получить рекомендации и специалиста после личного знакомства с девочкой и с учетом особенностей вашей ситуации.