Какова вероятность того, что появление РАС связано с курсами химиотерапии?
У моего сына (д.р.15.06.2010) нейробластома забрюшинного пространства. Химиотерапию начали делать когда ему исполнилось полтора месяца. К сожалению выбора у нас не было и пришлось согласиться на лечение не протоколу с применением блоков химиотерапии которые не рекомендовано использовать детям до полугода. Вероятно тяжелое лечение, операции под общим наркозом и обследования явились первопричиной появления расстройств аутичного спектра.
Сейчас ребенок находиться в ремиссии. В связи с этим у меня вопрос. Имеются ли данные о появлении РАС после химиотерапии?
Одним из проявлений РАС у сына нежелание вводить в рацион новые продукты. Кроме этого ребенок всячески старается избежать завтраки обеды ужины. Чтобы его покормить требуется большое терпение. Существуют ли какие либо методики позволяющие расширить рацион и приучить таких детей к определённому распорядку в принятии пищи?
Так как по мнению врачей у нас легкая форма аутичности, то мы в растерянности какую группу выбрать в детском саду: логопедическую или интеграционную. На данный момент ребенок посещает санаторный сад и находиться в группе до сна. Характеристика из сада www.pomogi-artemke.ucoz.ru/neurology/kharakteristika_iz_sada.pdf Не будет ли ребенок копировать худшее поведение если он будет посещать интеграционную группу?
Некоторые документы
Оценка развития ребенка по шкале RCDI-2000 (октябрь 2012) www.pomogi-artemke.ucoz.ru/by/ocenka_razvitija_po_shkale.pdf
Оценка развития ребенка по шкале RCDI-2000 (март 2013) www.pomogi-artemke.ucoz.ru/by/ocenka_razvitija_rebenka_po_shkale_rcdi-2000.pdf
Медицинская справка о состоянии здоровья (октябрь 2013) www.pomogi-artemke.ucoz.ru/neurology/medspravka_o_sostojanii_zdorovja.pdf
Выписка из медицинских документов (октябрь 2013) www.pomogi-artemke.ucoz.ru/neurology/vypiska_iz_medecinskikh_dokumentov.pdf

Ответ эксперта
Добрый день,
По данным современных исследований связи между возникновением расстройств аутистического спектра и химиотерапией не обнаружено. Вероятно, это случайное совпадение, которое имеет очень небольшую статистическую вероятность (если анализировать большие выборки пациентов), однако может случиться.
Судя по данным оценки развития мальчика, у него нет серьезного отставания, что очень хорошо.
Выбор группы детского сада зависит не от ее формального названия, а от того, насколько ребенку комфортно и от того, насколько специалисты понимают его потребности и как эти потребности находят отражение в программе помощи.
Программа сопровождения в дошкольном учреждении для ребенка с РАС является очень важной. Важно, чтобы такая программа была интенсивной и включала не только занятия специалистов (логопеда, психолога и др.), но и продолжалась во время занятий в группе.
Современные программы, эффективность которых доказана в серьезных исследованиях, в нашей стране только начинают развиваться. Важными элементами таких программ являются визуальная поддержка, организация структурированного обучения, развитие коммуникации (включающее не только развитие речи, но и использование дополнительной коммуникации), программы помощи, основанные на идеях сенсорной интеграции, развитие социальных навыков и др.
Многим детям с РАС свойственна пищевая избирательность. Расширение набора продуктов, которые ест ребенок, задача довольно непростая. В развитых странах вопросами расширения пищевого диапазона занимается целый ряд специалистов. Это, например может быть эрготерапевт (Occupational Therapist), психолог, диетолог.
Вот несколько общих советов:
- Если пищевой рацион ребенка очень сильно ограничен, посоветуйтесь с вашим педиатром, возможно, ребенку стоит подобрать комплекс витаминов и минеральных веществ, чтобы он получал все необходимые для роста и развития компоненты.
- Постарайтесь, чтобы процесс принятия пищи для ребенка стал предсказуемой и приятной процедурой. Ешьте вместе с ребенком.
- Предложите ребенку возможность выбирать то, что он будет есть. Возможность выбора важна сама по себе – ребенок с большим удовольствием ест то, что выбрал сам. Не стоит предлагать на выбор то, чего нет в наличие, а также давать слишком много вариантов выбора. Например, предложите ребенку выбрать то, что он будет пить (сок, молоко или воду). Если ребенок использует немного слов – пускай указывает желаемое на карточках или картинках (это также могут быть карточки с вырезанными этикетками от знакомых ребенку продуктов).
- Постарайтесь сохранять спокойствие во время еды – ребенок может чувствовать ваше волнение, что не прибавит ему энтузиазма во время еды.
- Постарайтесь понять, что привлекает/отталкивает ребенка в еде – цвет, консистенция, запах.
- Некоторым детям, чтобы лучше принимать новую пищу, приходится пройти много шагов. Привлекайте ребенка к тому, чтобы он участвовал в приготовлении еды (по мере своих возможностей) накрывании стола, раскладывании еды. Есть дети, которым сначала нужно привыкнуть к внешнему виду новых продуктов, ее запаху. Участие в накрывании на стол и угощении других – хороший способ потихоньку привыкать к новому.
- Не предлагайте ребенку сразу пробовать новую пищу – пускай он видит, как это едят родители и другие члены семьи. Предложите ребенку небольшое количество новой еды на отдельной тарелке, не настаивая на том, что ребенок взял это в рот, пусть поначалу новая еда просто побудет рядом.
- Будьте терпеливы – для некоторых детей, чтобы попробовать новое, может потребоваться до 300 предъявлений новой пищи.
- Увеличьте физическую нагрузку для ребенка. Это способствует улучшению аппетита