Скажите, нужно ли человеку с РАС сопровождение на протяжении всей жизни?
В Москве нет средних школ для детей с РАС. В дошкольном и младшем школьном возрасте их ещё кто-то берётся учить, а в подростковом возрасте их выбрасывают в "открытое море", т.е в жизнь. А дальше как уж получится, кто выживет, тот выживет. Но ведь потрачены калассальные силы на то, чтобы ребёнка скомпенсировать, а попадая в неблагоприятную среду вся работа специалистов и старания родителей ругаться. Что же делать? Как помочь подростку и молодому человеку удержаться, получить образование и работу? При нормальных интеллектуальных возможностях. Как это сделать? Как не дать пропасть всем вложенным силам?

Ответ эксперта
Добрый день, Виктория. Вы задаете очень важные вопросы, которые волнуют не только родителей, но и нас, специалистов. Постараемся ответить на них по отдельности.
Необходимость сопровождения в течение всей жизни:
Как и все остальные люди, люди с аутизмом очень разные. У них разные когнитивные способности (от высокого интеллекта, а то и гениальности до выраженного снижения интеллекта), разная степень выраженности нарушений общении, разные интересы и предпочтения.
Есть люди с аутизмом, которые работают, вступают в брак и растят своих детей, не нуждаясь в профессиональном сопровождении. Есть люди, которым поддержка (от небольшой до очень серьезной) нужна в течение всей жизни.
Обучение в школах:
Вы абсолютно правы - пока в нашей стране очень мало школ, в которых умеют использовать эффективные программы обучения детей с РАС. Это касается как детей с сохранным интеллектом и незначительными трудностями в общении и поведении, так и детей с выраженными проблемами в когнитивном развитии, поведении и общении.
Программ помощи для молодых людей и взрослых с аутизмом тоже катастрофически мало.
Раньше, еще до того, как стали широко говорить о расстройствах аутистического спектра, дети с сохранным интеллектом и не очень выраженными проблемами в общении и поведении (часто, благодаря огромной поддержке родителей) иногда удерживались в математических школах, гимназиях и т.п. Их считали странными, нередко ошибочно думали, что их проблемы связаны с недостатками воспитания в семье, но, тем не менее, такие дети всегда были в школах.
Что же касается детей с более выраженными проблемами, то школа для них была практически недоступна.
Современные программы обучения для детей с РАС только начинают появляться в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Часто начало таких программ является инициативной родителей, которые являются наиболее заинтересованными в том, чтобы их дети имели возможность учиться в школе. В Санкт-Петербурге есть государственная школа 8 вида №46 «РИМ», в Москве есть колледж, в котором учатся молодые люди с аутизмом и другими проблемами развития. Сейчас фонд «Обнаженные Сердца» (nakedheart.org), экспертами которого мы - Святослав Довбня и Татьяна Морозова - являемся, совместно с городским департаментом образования и общественной организацией «Верас» инициировал открытие классов для детей с аутизмом и выраженными когнитивными и поведенческими проблемами в Нижнем Новгороде.
Учитывая то, что аутизм – это самое часто встречающееся нарушение в развитии, понятно, что школьных программ и программ профессионального обучения, пока очень мало. Мы надеемся, что в ближайшие годы таких программ станет больше.
Во всем мире все программы помощи – от раннего выявления, раннего вмешательства, обучения в дошкольном учреждении, в школах – до профессионального обучения, помощи в трудоустройстве, проживании и решении других проблем, были инициированы родителями и родительскими организациями. Похоже, что эта тенденция работает и в нашей стране.
Что помогает человеку с РАС быть успешным:
Думая о будущем наших детей, мы часто вкладываем много усилий в развитие академических навыков, досуговые активности, реабилитационные программы. Есть еще одна область, которая даже более важна, чем умение читать, писать и считать. Это развитие социальных навыков – понимание социального контекста, владение правилами ведения диалога, очередности, умение сдерживать себя, понимать свои эмоции и намерения, а также эмоции и намерения других людей и т.д.. Именно эти навыки во многом определяют успешность молодого и взрослого человека.
Типично развивающиеся дети осваивают социальные навыки, общаясь с другими. Часто им не нужно для этого специальной помощи. Для людей с РАС освоение социальных навыков – задача очень непростая. Есть отдельные программы, которые направлены именно на это. И начинать такие программы стоит как можно раньше.
Мы стараемся в своей практике использовать препараты и подходы, эффективность которых доказана в серьезных международных исследованиях. В мировой практике нет данных об эффективности применения ноотропных препаратов для детей с расстройствами аутистического спектра.
С уважением, Святослав Довбня и Татьяна Морозова