Можно ли самостоятельно выявить признаки аутизма у ребенка?
Что должно насторожить? Я понимаю, что всегда нужна конслуьтация врача и сам ты ничего не можешь установить. Но на что обращать внимание, чтобы не пропустить какой-то важный этап в развитии ребенка?

Ответ эксперта
Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что первыми свои волнения о развитии ребенка проявляют родители. Даже если специалисты не видят никаких проблем или отклонений и успокаивают родителей, говоря, что всему свое время и волнения беспочвенны, родители часто замечают первые признаки аутичности у ребенка гораздо раньше профессионалов.
Стандартом международной практики на сегодняшний день считается постановка диагноза аутизм (расстройство аутистического спектра (РАС)) в возрасте от полутора до 2 дет.
Имеет смысл знать о ранних проявлениях аутизма у детей, однако не стоит слишком сильно волноваться и самостоятельно ставить ребенку диагноз. Маленькие дети очень по разному ведут себя в разных ситуациях с разными людьми. Если вы не уверены, что ваш врач хорошо разбирается в вопросах диагностики аутизма, обращайтесь к другим докторам. Родительские форумы, которые активно работают в разных городах, могут дать вам информацию о том, куда стоит обращаться.
Вот некоторые «красные» флажки (то, на что стоит обращать внимание) .
 Не отвечает другим улыбкой или другими проявлениями теплоты и удовольствия к шести месяцам или позже
 Нет обмена звуками, улыбками или выражением лица к девяти месяцам
 Нет лепета к 12 месяцам
 Нет обмена жестами, такими как указывание, показывание, попытка тянуться или махать ручкой к 12 месяцам
 Нет слов к 16 месяцам
 Нет осмысленной фразы из 2 слов (не включается имитация и повторение) к 24 месяцам
 Любая потеря речи, лепета или социальных навыков в любом возрасте
В случае, если какие-то похожие проявления есть у вашего ребенка – посоветуйтесь с опытными специалистами. Ранняя постановка диагноза РАС и начало программы помощи во многом определяют будущие успехи ребенка.
С уважением, Святослав Довбня и Татьяна Морозова