Муж матерится в присутствии ребенка
Я замужем, живем вместе 6 лет, есть общий сын 1год 9 месяцем. С началом моей беременности отношения начали портиться, а сейчас мы фактически терпим друг друга, и обоим кажется, что развод неминуем. Одной из причин моего недовольства мужем является его упорное нежелание избавляться от мата, он прямо заявляет, что не может этого сделать, так как его отец тоже не стеснялся в выражениях, и потом он моряк в прошлом, а все настоящие моряки матерятся. Все мои аргументы о невозможности кричать и материться при ребенке, а иногда и на ребенка, кроме агрессии и усиления крика ничего не вызывают. Подскажите, как я могу добиться от мужа понимания.

Ответ эксперта
Здравствуйте,
Часто бывает так, что когда мы пытаемся добиться от близких изменения их поведения, мы встаем на обвинительно-запретительную позицию («Ах какой же ты, как можно так выражаться при ребенке! Мне противно находиться с тобой рядом! Ни один приличный мужчина не стал бы материться при женщине и ребенке!» - что-то в этом роде). Ваши чувства тут вполне можно понять, отношения и так напряженные. Но попробуем встать на позицию вашего мужа. Он, несомненно, так же страдает от напряженных отношений, как и вы. Вероятно, у него тоже есть немало претензий. И тут вы начинаете требовать от него, чтобы он изменил свои вербальные привычки, при том, что его отец разговаривал так же (как в таких случаях любят заявлять люди, «и ничего страшного из этого случилось!»), и вообще, он моряк и для него это естественно. Очевидно, он воспринимает ваши требования как некую блажь и сразу же начинает защищаться, не слыша и не понимая ваших чувств.
Возможно, коммуникация на тему мата получилась бы более успешной, если бы вы начали с того, что выразили бы понимание его желания выражаться как угодно (примерно так: «Хочу еще раз обсудить то, как ты разговариваешь. Понимаю, что ты привык использовать именно эти слова, всю жизнь так говорил, и твой отец это для себя допускал, и среди моряков все именно так и говорят, и тебе нелегко понять мою проблему и тем более перестроиться, но…»). Дальше можно было бы сформулировать свои чувства, постаравшись обойтись без оценочных высказываний в духе «уши вянут от твоего мата», вызывающих защитную реакцию в стиле «а это твои проблемы». Допустим, так: «Я допускаю, что матерные слова уместны в одних ситуациях, но мне неприятно слышать их дома. Наш дом – это не корабль и не армия, и маленький ребенок – это не взрослые мужики, ему не полезно, когда рядом кричат и употребляют такие сильные выражения». И дальше предложить какой-нибудь компромиссный вариант решения, допустим, «давай, если ты не готов перестать материться, ты будешь хотя бы выходить в другую комнату и там под шум телевизора высказывать все, что придет на ум». Возможно, в такой формулировке мужу будет проще услышать ваши чувства и понять, что вы хотите не ущемить его свободу, а улучшить домашнюю атмосферу.