как воспринимать откровенное общение дочери с молодым человеком в интернете?
Случайно прочитала как молодой человек общается с моей дочерью в интернете, мягко говоря в шоке. Дочь учится на первом курсе, ей скоро 18, познакомилась с молодым человеком, несколько месяцев назад. Немного рассказала нам о нем, влюбилась она, про замужество заговорила. Всегда была очень домашней. серьезной, правильной девочкой. Сейчас, почитав ее переписку. я шокирована, как она позволяет такое неуважительное обращение к себе со стороны этого парня. Он общается часто матом, и к ней так обращается, просит фото груди, " без трусов" ( Это понятно. что когда любовь все это есть, но выкладывать это в инет малознакомому парню?), запрещает ей выходить на улицу, якобы ему не нужна жена гулена. Такое ощущение, что моя наивная дочь просто зомбирована им, как подчиненная, спрашивает а можно ли ей погулять? в магазин, в кино с подругой? А он ей запрещает, чтобы сидела дома и все. Я очень удивлена поведением дочери, она знакома с ним такой короткий срок, так ему доверилась, даже не знаю виделись ли они на самом деле, лица его в инете нет, парень стоит спиной на своей страничке, но его достаточно уверенное и наглое общение заставляет задуматься, он требует незащищенный секс, это вообще странно, мягко говоря. обсуждает ее будущую беременность, замужество. Дочь еще на первом курсе, какое замужество и незащищенный секс??? Она всегда понимала чем опасно такое поведение? Так хочется парня. что готова общаться с таким? Или это нормально у 18-19 летних? Понятно, что с его стороны это просто разговоры, но она так ему доверяет, замуж не против выйти, он обеспеченный, самостоятельный, решительный... Наивная в общем. Я попыталась с ней поговорить, что предохранение обязательно, какая сейчас беременность, если нет семьи, отношения только начинаются, зачем торопиться с замужеством? Она сразу занервничала, домой не хочет ехать на каникулы, как правильно общаться с ней теперь? Сделать вид, что я не в курсе того, как и о чем они переписываются, или прямо спросить об этом? Пожалуйста, подскажите, как правильно нам себя вести с дочерью, общение, любовь, молодой человек, это все нормально и естественно, но вот так сразу стать какой-то жертвой? Куда делись все ее правила и принципы? или такой опыт необходим, чтобы повзрослеть, но ведь неизвестно, чем может закончиться незащищенный секс, и как потом решать проблемы, которые последуют? Спасибо, с уважением, Наталья

Ответ эксперта
Наталья, ваши материнские чувства понятны, ведь так хочется уберечь дочь от всех возможных неприятностей и напастей. Но не зря говорят, что у страха глаза велики. Поэтому попробуйте сначала разобраться в своих чувствах и ожиданиях в отношении поведения дочери. Возможно, вы по-прежнему хотите ее видеть «очень домашней»? А что вы вкладываете в понятие «серьезной, правильной девочки»? Готовы ли вы к тому, чтобы дочь сама решила, когда и за кого ей выходить замуж? Какими вам представляются способы приобретения девушкой навыков выстраивания отношений с молодыми людьми? А ведь реалии таковы, что время для таких отношений наступило. И «взрослый» опыт дочери, в любом случае, будет в значительной степени отличаться от вашего, так как двадцать лет назад интернет только зарождался, а о захлестнувшем в настоящее время молодежь буме общения в социальных сетях тогда не могло быть и речи. А, может быть, ваша дочь выбрала общение через интернет «на безопасном расстоянии» с молодым человеком, ведущим себя, как вы пишете, неуважительно, развязно и решительно, и приняла его форму общения именно потому, что такого опыта у нее совсем нет, а вокруг вдруг оказалось немало подобных молодых людей? Все-таки девушка к 18 годам уже не так наивна, чтобы сразу же забыть о самых элементарных мерах предосторожности, если необходимость их соблюдения, как вы пишете, ваша дочь всегда понимала. И ваш риторический вопрос о том, «куда делись все ее правила и принципы», должен навести вас на мысль о том, насколько вы объективно воспринимаете происходящее. Тем более, что вы даже не уверены в том, виделась ли вообще девушка с молодым человеком. Но через интернет ведь брак-то оформить никак нельзя. Конечно, нельзя исключать, что девушка так влюбилась, что не способна критически воспринимать поведение своего возлюбленного. Ведь, как известно, влюбленные часто бывают «слепы» и нередко совершают необдуманные поступки, идеализируя своего партнера. Но в таких ситуациях влюбленные бывают еще и «глухи». Поэтому ваши неодобрительные и критические замечания вряд ли будут восприняты дочерью (вы и сами об этом пишете). Скорее, они приведут к непониманию и отдалению друг от друга. Не исключаю, что ситуация с молодым человеком находится где-то в промежутке между предложенными вариантами. Но, в любом случае, ваша главная задача – сохранить с дочерью доверительные отношения.
Постарайтесь наладить диалог. Разбираясь в себе и своем отношении к происходящему, честно говорите дочери о том, что чувствуете. Выразите свое беспокойство по поводу того, что дочь может стать «какой-то жертвой». Старайтесь разговаривать «на равных», то есть, делясь своими переживаниями, с уважением относитесь к чувствам дочери и ее взглядам. Подчеркивайте, что она уже взрослый человек и вправе сама принимать решения. Между тем, задавайте волнующие вас вопросы и не спешите сами на них отвечать. Пусть девочка задумается и даст ответы. Так, к примеру, можно поинтересоваться, какими дочь представляет отношения со своим избранником? Каким она видит свое замужество и свою степень свободы в браке? Готова ли она пожертвовать своим образованием ради брака? На что и где собирается жить? Что думает о незащищенном сексе и возможных последствиях? Что собирается делать, если последствия наступят? Можно ли назвать заботливым мужчину, требующего незащищенного секса от девушки, еще не ставшей ему женой? И т.д. и т.п. Словом, стимулируйте дочь всерьез задуматься о своей жизни, о том, что любые ее «взрослые» поступки предполагают ответственность за них и, кроме того, такие поступки могут кардинальным образом изменить ее жизнь (например, рождение ребенка). Но не стоит пугать дочь всеми подстерегающими ее опасностями. Влюбленную девушку это вряд ли это остановит. Старайтесь приводить примеры своих знакомых или из своего жизненного опыта. Услышав здравые рассуждения дочери, отмечайте и одобряйте их. Делайте акцент на достоинствах дочери и ее возможностях.
Наталья, вы спрашиваете, говорить ли дочери о прочтении вами ее переписки с молодым человеком. Решать вам, но сначала постарайтесь понять, чего вы добьетесь этим. Конечно, честность и доверие – самое важное в отношениях между близкими людьми. Но можете ли вы быть уверены в том, что дочка правильно поймет ваш поступок? Не приведет ли это к серьезному ухудшению отношений между вами? Не будет ли дочь считать, что вы не доверяете ей? Кстати, это важный вопрос и для вас. Подумайте, почему вы, даже если случайно обнаружили переписку дочери, стали ее читать? Терпения вам и мудрости!