Как родителям правильно реагировать на злость ребёнка?
Добрый день! У меня большая проблема: ребёнку 4 года, в целом ребёнок нормальный, но, на замечания, например не стучать машиками об пол или не расстягивать одежду нарочно из-за злости - очень злится, рычит, царапается, замахиваться, может ударить меня. Замечания со стороны нас, родителей, вполне адекватные, как просьба, без сильного повышения интонации. Несколько раз я не выдерживала такого к себе отношения и сильно накричала на ребёнка, бывало давала сдачи когда он бился. Стараюсь конечно это делать редко, но всё же очень обидно что мой ребёнок так плохо относится к своим родителям и я срываюсь. Чаще всего наказываем его лишением сладкого и мультиков, но, к сожалению, это действует ненадолго. Помогите подалуйста разобраться, как же всё-таки правильно себя вести с ребёнком во время его приступов гнева, (понимаю что кричать и ругаться с ребёнком это не правильно и травмировать психику ребёнка не хочется). Можно ли исправить ситуацию при уже существующей проблеме непослушания.
С уважением и благодарностью.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Мила. Я понимаю, что вас беспокоит тот факт, что ваш 4-летний ребенок не может сразу прекратить или остановить проявления своей злости, как только вы его об этом просите. Но согласитесь, что это действительно трудно - быстро перестать злиться, если в вас развернулось это чувство. Когда вам кто-то говорит: "Прекрати немедленно злиться из-за ерунды!", вам тоже, вероятно, бывает еще обиднее: мало того, что вас не понимают, так еще и предлагают немедленно подавить то, что так хочет вырваться. Четырехлетнему ребенку сделать это еще сложнее.
Ведь его злость, скорее всего, имеет под собой какие-то основания. Злость - это часто реакция на какой-то дискомфорт, боль, на непонимание, на какие-то неприятные ощущения, последствия неосознанного страха, усталости, напряжения. У ребенка, да и у вас тоже есть множество причин для злости, и многим даже взрослым людям не всегда удается понять, что же меня так разозлило. И потому успокоиться, как-то прожить эту злость и успокоиться тоже не удается немедленно.
Человек, который злится, тем более маленький человек, нуждается, прежде всего, в понимании, "отзеркаливании" - то есть озвучивании "тебя что-то разозлило", "тебе что-то не нравится". Или вопросах: "Ты устал?" "Тебе что-то не нравится?". В утешении, в помощи в устранении проблемы или дискомфорта. В восстановлении безопасности, если злость связана со страхом.
Если вы будете пытаться понять вашего ребенка, то он будет понимать причины возникновения своей злости, и будет вовремя о них говорить, и тогда самой злости будет меньше.
Если вы будете просто его наказывать или кричать, он будет все больше ощущать себя беспомощным, непонятым вами, самыми близкими людьми, испуганным, "плохим", одиноким. И злиться от этого, скорее всего будет еще больше.
А будучи вами понятым и получив от вас помощь, он будет знать, как о ней просить, и когда вырастет, тоже будет понимать своих детей и помогать им справляться со своими проблемами.