Что нанесёт детям больший вред: развод родителей или совместная жизнь с неуравновешенным отцом?
Здравствуйте Ирина. У меня два сына: старшему 2 года, младшему 3 месяца. С их отцом у меня не простые отношения. Старший с первых дней жизни видел скандалы, рукоприкладство, пьяного папу, который мог неожиданно пропасть на какое-то время. Папа сына может и приласкать и необоснованно накричать. Но всё равно, когда его нет, ребёнок сильно скучает. Сына мучают кошмары. Я считаю, что это от обстановки в семье, но муж другого мнения. Он кричит на сына, потому что тот капризничает/не слушается/ноет и считает, что ласковое отношение сделает из ребёнка размазню. Компромисса в вопросах воспитания мы найти не можем. Сейчас дома обстановка спокойнее, и младший сын не видел ужасов, которые пережил старший. Меня беспокоит вопрос: как переживут развод дети, что для них лучше, взрывоопасный папа, который кричит, если встал не с той ноги, может оскорбить и унизить их или чтобы папа с ними не жил, но видеться то они всё равно будут. Или скрыться в другом городе, чтобы они вообще забыли, что у них такой папа?

Ответ эксперта
Добрый вечер, Кристина. С одной стороны, конечно, детям нужен папа. Но решение о разводе или о продолжении отношений не стоит принимать только глядя на детей или ради детей. Потому что если вы разводитесь, то вы разводитесь не с их родителем, а с вашим мужчиной, с которым у вас, видимо, не складываются супружеские отношения.
Супружеские отношения и создаются, кроме всего прочего, из наших общих ценностей и примерно похожих подходов к воспитанию, из нашего желания уважать и поддерживать другого супруга, быть ответственным за родительство и за отношения.
Если ваш супруг регулярно пьет и тем более проявляет насилие, то это ситуация однозначно разрушающая и вас и ваших детей. Потому что оставаясь с ним, вы становитесь все более созависимой, а дети становятся свидетелями непоследовательного поведения, конфликтов, драк, что конечно, отражается на их психике неблагоприятно.
Все дети скучают по свои родителям, и ваши тоже будут скучать по своему "трезвому" папе или тому папе, который их понимал, защищал, замечал. Безусловно, приспосабливаться к непоследовательному родителю сложнее, чем пережить его потерю. Вполне возможно, ваш муж, видясь с детьми не регулярно (особенно, если он разберется с проблемой алкоголизма), сможет быть к ним более внимательным и заботливым.
Вполне возможно, вы еще сможете выйти замуж и у мальчиков сможет появится другой мужчина в их жизни, заботу о которых он тоже возьмет на себя.
В любом случае, сначала вам нужно решить для себя, готовы ли вы дальше оставаться в браке или нет. И исходя из этого и действовать. Или учить своего мужа понимать своих детей, быть твердой в том, чтобы в доме не было больше пьянок и драк. Или разводиться, помогать своим детям пережить развод и строить свою новую жизнь, помогая детям видеться с их папой, в случае, если он будет готов продолжать нести свою родительскую ответственность.