Как оградить дочь от влияния бабушки и дедушки?
Когда моя дочь возвращается от родителей мужа, она разговаривает так, как принято в той семье - громко, с надрывом, как на сцене. Мне это ужасно не нравится, но критиковать я ее не решаюсь. Можно ли как-то свести к минимуму их влияние?

Ответ эксперта
Вашу неловкость можно понять. Конечно, сказать: «Не говори как бабушка» – не очень корректно. Демонстрация того, что вы активно не принимаете стиль жизни и общения «той семьи», – не лучший подарок для дочери. С другой стороны, молчаливое осуждение – тоже не выход. Она не может не чувствовать вашего недовольства и, не зная причины, скорее всего, принимает его на свой счет. Попробуйте взглянуть на дело иначе. Каждый дом – это свой уклад, свой стиль. Ребенок, бывающий в разных домах, знает о жизни больше. Переключаясь, он тренирует важную способность – быть адекватным. Пока что для дочери главный человек – это вы. Но вскоре из детского сада, а потом из школы она наверняка начнет приносить какие-то словечки, манеры, которые не всегда будут вам нравиться. Давайте считать, что эта ситуация обучающая – и для вас тоже. Она дает повод задуматься о том, насколько вам важно быть для дочери единственной моделью поведения. Даже если вы хотите видеть в ней свое полное подобие, подумайте, будет ли это лучше для нее. Подражание другим членам семьи неизбежно и до каких-то пределов даже желательно. Посмотрите на эту ситуацию как на ценный ресурс гибкости: возможно, в несимпатичной вам манере охать и ахать, как свекровь, вы увидите знак того, что ребенок нормально усваивает опыт. Для начала постарайтесь сбросить собственное напряжение и агрессию, не фиксируйте внимание на том, что это влияние вас задевает. Лучший способ помочь дочери естественно переключиться на вашу «волну» – это начать что-то делать вместе с ней: поиграть, почитать. И она быстро встроится в интонации, ритм, манеру, которые приняты в вашем с ней общении.