psyhologies.ru
тесты

Понятие Свободы Выбора и Волевого Действия

06 марта 2007, в 07:15
Пользователь
В надежде на тех, кто дочитает...

Интересно, существуют ли другие точки зрения на вопрос о понятии свободы воли...

Это выдержка из Выготского Льва Семеновича из книги, где объединены работы по общей психологии.

Глава 12. «Овладение собственным поведением»

«Перед нами стоит задача рассмотреть, в чем состоит процесс овладения своими реакциями и как он развивается у ребенка. Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе само существо волевого акта...»

(Настя) – описание первых двух выборов пропускаю, как не представляющие в данный момент интерес)
«Однако существует еще выбор третьего рода... Это – свободный выбор между двумя возможностями, определяемый не извне, но изнутри самим ребенком.

В экспериментальной психологии давно установилась методика исследования свободного выбора, когда испытуемому предлагается выбрать одно из двух действий и выполнить его. Мы несколько усложнили прием, заставляя ребенка делать выбор между двумя рядами действий, в состав которых входили как приятные, так и неприятные для испытуемого моменты. При этом увеличение числа действий, из которых производился выбор, не только вносило количественное усложнение в систему борющихся мотивов, определяющих выбор в ту или другую сторону, не только усложняло борьбу мотивов и тем замедляло выбор, делая его более доступным для наблюдения, но и сказывалось прежде всего на качественном изменении самого процесса выбора. .... (оно) проявлялось в том, что на место однозначного мотива выступал многозначный... . Как уже сказано, этот ряд заключает в себеб моменты притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные, что относится в равной мере и к новым рядам, из которых нужно было сделать выбор. Таким путем мы получили в эксперименте модель того непростого поведения, которое именуется обычно борьбой мотивов при сложном выборе.

ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, что с самого начала такие условия выбора очень заметно осложняют и затрудняют протекание процесса: у субъекта возникают нерешительность, колебания, взвешивание мотивов, попытка их уравнивания. Иногда выбор затягивается и становится в высшей степени затруднительным. В этих случаях мы вводним новый добавочный момент, который составляет самый центр наших опытов: находящегося в затруднении ребенка мы наводим на мысль произвести выбор при помощи жребия.

Наши опыты показывают, какие глубокие изменения во все поведение ребенка вносит момент использования жребия. Варьируя внешние условия, мы могли чисто эмпирическим путем проследить те обстоятельства, при которых ребенок добровольно обращался к жребию. Так, если мы сокращали срок выбора и не давали этим самым развернуться борьбе мотивов и обсуждению, ребенок, как правило, почти всегда прибегал к жребию. То же бывало в случаях, когда часть мотивов оставалась неизвестной ребенку. Часто ребенок прибегал к жребию и при безразличии мотивов.

Оказалось, что сложность мотивов и трудность выбора, а особенно наличие ярких эмоциональных приятных или отталкивающих моментов, приводят к более частому использованию жребия, и, наконец, в том случае, когда оба ряда заключают в себе чрезвычайно разнообразные мотивы, которые трудно сравнить друг с другом, эмоциональная окраска которых лежит как бы в разных плоскостях, т.е. когда мотивы адресуются к разным инстанциям личности ребенка, естественный выбор задерживается и ребенок охотно предоставляет решить свою судьбу игральной кости...

Справивается, что объединяет все эти случаи? Мы можем дать только качественное определение той ситуации, в которой применяется жребий. Эта ситуация до некоторой степени обнаруживает сходство с известным философским анекдотом, который ошибочно приписывают Буридану и который приводят обычно для иллюстрации того, что наша воля определяется мотивами, при равновесии мотивов выбор становится невозможным и воля оказывается парализованной...

Человеческая свобода заключается именно в том, что он мыслит, т.е. познает создавшуюся ситуацию. На вопрос, поставленный Спинозой (... что стало бы с человеком, если бы он оказался в положении буриданова осла?), мы можем дать эмпирический ответ как на основании жизненных наблюдений, так и на основании наших экспериментов. Человек, помещенный в ситуацию буриданова осла, бросает жребий и тем самым выходит из создавшегося положения. Вот операция, невозможная у животных, операция, в которой с экспериментальной отчетливостью выступает вся проблемы свободы воли.
13 ответов1966 просмотров

  • Пользователь
    06 марта 2007, в 08:59#1
    Вспоминается бессмертное: "Девочка, ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову или поехать на дачу?" :)) :))
  • Пользователь
    06 марта 2007, в 09:46#2
    Уна, спасибо, что дочитала... :))
  • Пользователь
    06 марта 2007, в 11:02#3
    Дочитала, но не дотумкала.
    Свобода выбора, это значит - бросить монетку?
    (и старый студенческий анекдот: орёл - идём за водкой, решка - идём за пивом, встанет на ребро - пьём чай, а зависнет в воздухе - пойдём на лекции)
  • Пользователь
    06 марта 2007, в 11:22#4
    Я тоже не догнала. Да, действительно, бывает, что два действия кажутся нам абсолютно одинаковыми в смысле предпочтения. Хотя мне, честно говоря, практически никогда не приходило в голову бросить жребий. Просто пыталась глубже проанализировать обе возможности, получить о них больше информации и принять осмысленное решение.

    Хотя нет, вру. Бывает так: решение колеблется от одного к другому, и в какой-то момент я говорю: все, делаю так, как сейчас думаю! Если есть дедлайн - вообще просто: к чему склоняюсь в данный последний момент выбора - то и делаю. В сущности, тот же жребий.

    А к чему выдержка-то приведена была?
  • Пользователь
    06 марта 2007, в 11:59#5
    Ну разумеется выдержка к чему-то - к чему еще, как не к тому, о чем думаешь...(в смысле, я думаю).

    Я думаю о своей ситуации, когда мне кажется, что мои выборы и мои мотивы за этими выборами как раз лежат настолько в разных системах координат, и единственное, что их роднит - это сила, с которой они тянут в разные стороны.
    Выбрать невозможно сознательно. Мысль о жребии не приходила раньше ни разу. Как раз занималась тем, что рассматривала все стороны того и иного выбора. В терапии. Устала безмерно. Периоду стагнации, то есть этому ступору и в определенной степени бездействию, как у осла, нашла вот такое объяснение, как у Выготского.

    Думаю о том, что эта идея мне нравится - в смысле бросить жребий.

    Но я понимаю, что только еще подошла к попытке осмыслить что же это - свобода воли и свободный выбор... И потому и думаю, какие еще взгляды на это понятие могут быть.
  • Пользователь
    07 марта 2007, в 00:10#6
    Интересный отрывок.
    Я, правда, в философии не сильна, поэтому решила посмотреть в своих ответах к Госэкзаменам.
    Там все очень хорошо написано :)
    Если нет борьбы мотивов, то воля в таком процессе не участвует. Она появляется тогда, когда мотивов несколько и однозначный выбор сделать нельзя.

    По Джемсу: Волевое действие отличается от произольного сущностной характеристикой: наличием решимости выполнить действие. Это состояние возникает при условии мотивационного конфликта – ситуации, когда в сознании находятся две противоположные идеи действия, препятствующие друг другу. Но и мотивационный конфликт - недостаточное условие. Его разрешение может происходить без участия воли. Джемс выделяет 4 типа конфликтов, которые разрешаются без участия воли:
    1. Размышление – человек оценивает ситуацию привлекая дополнительные доводы, взвешивает все «за» и «против», находит дополнительные основания для совершения одного из действий.
    2. Саморазрешение – столкнувшись с ситуацией человек откладывает ее решение на некоторое время в надежде на возникновение дополнительных обстоятельств, которые подтолкнут его к какому-либо решению.
    3. Импульсивное - решение принимается наугад, без обдумывания.
    4. Личностные изменения – на решение конфликта влияют новые изменения, произошедшие в личности: новый опыт, изменение ведущих мотивов. Здесь решение происходит посредством устранения самой конфликтной ситуации.
    Решимость, произвольное волевое усилие применяется для решения неразрешимого конфликта. Если одно из решений кажется наиболее рациональным, или мы можем не иметь разумных оснований в его пользу. Но волевым импульсом мы сообщаем разумному мотиву недостающую силу, волевым усилием, заменяющим здесь санкцию разума придаем какому-то мотиву преобладающее значение. Воля - механизм разрешения конфликтной ситуации с помощью волевого усилия.

    Про свободу воли: эмпирически доказать свободу воли невозможно. Это философский вопрос. Исследователь может только задекларировать свою позицию и поступать в соответствии с ней.
  • Пользователь
    07 марта 2007, в 05:15#7
    Анна, большое спасибо за ответ. Есть о чем подумать.
  • Пользователь
    07 марта 2007, в 15:09#8
    Ой. Какая сложная тема;но я дочитал! :!: :twisted:
    Ну начнем с простого. Что такое мотивация? Это нейрофизиологическое проявление потребности человека в чем-то. Верно? Получается,что если человек не может решиться,он просто до конца не разобрался,чего он хочет. Кто-то в такой ситуации кидает жребий. Лично я считаю это просто уходом от проблемы.
    Свобода воли-это принятие решения. Мозг человека тем и отличается от компьютера,что не просто последовательно выполняет программы,но может принимать спонтанное,ничем не прогнозируемое, решение. К примеру,перед ним поставили нелегкий выбор между двумя рядами(!)действий,а он выбрал третий ряд,или выполнил действия как в первом,так и втором ряду! :)) (так всегда я поступаю,что бы не думать долго!)
    Как говорится,из двух зол бери оба,потом и этого не будет!!! =)))
    Все зависит от конкретного человека!
  • Пользователь
    08 марта 2007, в 01:24#9
    Ну начнем с простого. Что такое мотивация? Это нейрофизиологическое проявление потребности человека в чем-то. Верно?
    Самое простое? :D Вы наверное никогда экзамены по общей психологии не сдавали. Маслоу, Леонтьев, Мюррей, Симонов если уж говорить о нейропсихологии. Просто :shock: . Как дважды два... :)
  • Пользователь
    08 марта 2007, в 02:46#10
    Анна, я хотела добавить - спасибо, что Вы нашли время по такому случаю просмотреть свои материалы и выбрать то, что относится к теме.
  • Пользователь
    08 марта 2007, в 10:08#11
    Вообще, в тексте описан конфликт, где противоборствуют две равновеликие стороны.
    Жребий, может и неплохой выбор, но в этом случае, некая случайность определит выбор.
    Есть и еще одна возможность.
    Двухсторонние конфликты решает третий.
    Обычно это закон, некий бОльший, нежели представленные два.
    В семье закон олицетворяет отец.
    Чаще всего внутренний конфликт такого рода, подобный описанному, происходит, когда отец и мать нахордятся в конфликте и две равновеликие стороны олицетворены именно родителями - отцом и матерью.
    Вместо позиции закона отец принимает позицию одного из предметов выбора.
    В этом случае возникновение конфликта неизбежно.
    Он довольно быстро закрепляется на внутреннем бессознательном уровне и проигрывается постоянно в жизни уже взрослого ребенка из такой семьи.
    И жребий здесь не поможет... :?
  • Пользователь
    08 марта 2007, в 13:28#12
    Анна, я хотела добавить - спасибо, что Вы нашли время по такому случаю просмотреть свои материалы и выбрать то, что относится к теме.
    :) Спасибо и Вам за интересную тему. Я поняла, что сама нахожусь в похожей ситуации, с борьбой мотивов. Просто выбрать какое-то решение в моей ситуации невозможно, в каждом варианте есть свои плюсы и минусы, сложности и проблемы. Надо просто принять какое-то решение и действовать :idea: .

Чтобы участвовать в дискуссии, войдите или зарегистрируйтесь.

Избранное

По случаю юбилея Psychologies в России мы представляем вам наши статьи и тесты разных лет, выбранные для вас редакцией. Мы рады, что вы с нами!
5 способов выстроить отношения в пареЛюбовь5 способов выстроить отношения в паре
Когда двоим пора расстатьсяЛюбовьКогда двоим пора расстаться
Какую роль вы играете в паре?ТестыКакую роль вы играете в паре?
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер