psyhologies.ru
тесты

Сынуля сильно тревожится, как ему и мне помочь?

29 февраля 2008, в 14:40
Пользователь
Я воспитываю сына одна. Ему скоро 4 года. Примерно до 3-х лет был спокойный покладистый мальчишка - очень договороспособный: все можно было объяснить, до истерик не доходило. С трех лет началось бурное противодействие всему и стало заметно нарастание тревоги и не заканчивается до сих пор. Папу мы отправили из дома (в возрасте 2.5 лет сына), т.к. у него очень тяжелый характер и он совсем не любит ни меня, ни ребенка.
Первая реакция на все у сына - нет. На всякий случай. Тяжело воспринимает наказания (обычное - угол), будто предательство с моей стороны. Потом может пытаться ломать ситуацию в свою сторону, например, не выходит из угла еще полчаса уже по своему желанию, чтобы отомстить мне (смотрит на свои наручные часы, определяет время, сколько еще будет стоять и придерживается, хоть умри). Начинаем обсуждать, за что я его наказала, чтобы понял и осознал, начинает такое нести: я сделал так, потому что ты меня била по голове (но этого не было!!!), потому что мне так сказала бабушка и т.д.

Он пытается меня строить и контролировать. Пример: Несет в пакетике в пятницу вечером свою пижамку и инструктирует меня: "ты должна это постирать, не забудешь? И высушить успеешь? А прогладить? И рукава вывернешь? Точно?" (даю справку: всего ОДИН раз мы не взяли штаники от пижамки - были страдания). Принесли кроссовки в садик в пакетике, так я их и положила в шкафчик. Вечером нервничал и утром по дороге в садик, что пакетик нужно забрать домой, а то его кто-нибудь возьмет или он потеряется, а он ему очень нужен. И такого много. Помнит любую мелочь. Что неделю назад я обещала ему купить в пятницу жвачку, а сегодня как раз пятница. Если я скажу - я почитаю тебе в 7 часов, то попробуй пропусти это время - будет трагедия ( у него наручные часы, с ними он чувствует себя спокойнее). Каждый день должны быть занятия с мамой, причем есть обязательная программа (например, математика). Хоть умри, мама, а математика будет. Нельзя одеть шапку перед сапогами, будет снимать и плакать - нарушен порядок вещей в природе.
Я так понимаю, что видимо, мир кажется ему неустойчивым, вот он и тревожится и цепляется за какие-то островки надежности, свой порядок, свои вещи. Пытается делать по-своему, чтобы получить ощущение контроля над ситуациями.
Он очень сильно привязан ко мне, очень переживает, когда меня долго нет: звонит мне на мобильный (все номера знает сам наизусть) иногда по много раз за вечер, где ты, почему не идешь? Без меня ни за что не ляжет спать.
Спрашивал про папу, почему он с нами не живет? Потом сам говорит, я не хочу, чтобы он приезжал забирать меня из садика, я его не люблю. Просил меня попросить папу (сам к нему мало обращается), чтобы он его обнял (папу нашего специально просить приходится, у самого у него таких желаний нет) :(

Папу этого мы не вернем. А у ребенка тоска по отцу, но не конкретно по этому человеку (там никаких эмоций и близости не было), а вообще ему папу хочется. Я переживаю по этому поводу. Стараюсь быть и за маму, и за папу. Но как помочь ребенку уменьшить его переживания?
6 ответов1503 просмотра

  • Пользователь
    29 февраля 2008, в 15:00#1
    Агафья, расскажите пожалуйста в каком режиме проходит у вас общение с ребенком? Какие методы воздействия в основном используются, чтобы он чтото сделал, или наоборот не делал?
    Какими способами вы обучаете ребенка поведению: "нельзя делать то или это, нужно делать вот то или это"
    Какая политика наказаний и поощрений используется.
    Было бы не плохо если бы вы расписали это на примерах 2-3 последних ситуаций.
  • Пользователь
    29 февраля 2008, в 15:32#2
    Могу подсказать одну книжку для развития в Вас умений общения с дитенком.
    http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/ - скачать можно тут так же продается в магазинах(первая).

    А самое первое, что можно сделать для ребенка - это помочь себе, тревожные дети просто так не получаются. И пока вы не перемените СВОЕ поведение - помочь ему будет почти невозможно....дальше тока хуже будет.
  • Пользователь
    29 февраля 2008, в 15:46#3
    Re: Сынуля сильно тревожится, как ему и мне помочь?
    Агафья, я не специалист по маленьким детям и вряд вам сходу чего-нибудь посоветую (кроме как обратиться к такому специалисту - в реале), но вот пара вопросов есть.
    Первая реакция на все у сына - нет. На всякий случай. Тяжело воспринимает наказания (обычное - угол), будто предательство с моей стороны. Потом может пытаться ломать ситуацию в свою сторону, например, не выходит из угла еще полчаса уже по своему желанию, чтобы отомстить мне (смотрит на свои наручные часы, определяет время, сколько еще будет стоять и придерживается, хоть умри). Начинаем обсуждать, за что я его наказала, чтобы понял и осознал, начинает такое нести: я сделал так, потому что ты меня била по голове (но этого не было!!!), потому что мне так сказала бабушка и т.д.
    Как вы узнали, что это именно месть?
    Папу мы отправили из дома (в возрасте 2.5 лет сына),
    Говоря "мы" - вы кого имеете в виду?
    Папу этого мы не вернем. А у ребенка тоска по отцу, но не конкретно по этому человеку (там никаких эмоций и близости не было), а вообще ему папу хочется.
    Чьё это отношение к отцу ребёнка - его или ваше?
    Я переживаю по этому поводу. Стараюсь быть и за маму, и за папу. Но как помочь ребенку уменьшить его переживания?
    Чиь переживания вы хотите "уменьшить" - его или свои?
  • Пользователь
    01 марта 2008, в 11:24#4
    +1 ко всем вопросам Уны.

    Из литературы:
    Нина Башкирова "Ребенок без папы"
    Юлия Бердникова "Мир ребенка"
    "Общаться с ребенком. Как?" Юлия Гиппер(тра-па-пам).... (жутко сложная фамилия, не помню, но в любом книжном есть)
    Доналд Винникотт и другие объектные психоаналитики

    НЕТ - это нормальные этап в развитии ребенка, один из элементов прохождения кризиса трехлетнего возраста. Малыш в этом возрасте учится отделяться от мамы, чувствовать себя отдельным человеком. И своим НЕТ он подчеркивает это различие. Это не месть, не упрямство, это нормальный этап в развитии любого ребенка.

    Тревожность возрастает к 4-м годам у большинства детей. Это тоже этап в развитии, связанный с прохождением (началом) эдипального периода. Про эдипальный период в развитии детей есть в книжке "Мир ребенка", можно в инете статьи посмотреть, их много.

    Другое дело, что у каждого ребенка свои особенности прохождения и выражения всех возрастных этапов. И конечно же, у деток, которые растут с мамами, в отсутствии (или редком появлении) отца - есть свои особенности. Если есть У ВАС сильное беспокойство по этому поводу - можно обратиться к детскому психологу или к детскому психоаналитику.

    Первое ощущение - у мальчика сейчас трудности с отделением от Вас. Ему по какой-то причине Вас не хватает. Не папы, а Вас. Я могу ошибаться, это моё субъективное ощущение. Он себя ведет так, словно мир ему представляется нестойким (Вы и сама это отметили в своем посте). Это наверняка связано с тем, что папа ушел не так давно, и мальчик это помнит. Но есть ощущение, что дело не только в уходе папы. Первое ощущение - что не хватает ему именно Вас.

    Он очень сильно привязан ко мне, очень переживает, когда меня долго нет: звонит мне на мобильный (все номера знает сам наизусть) иногда по много раз за вечер, где ты, почему не идешь? Без меня ни за что не ляжет спать.
    Кто его укладывает спать и как он засыпает?

    Как Вы реагируете, когда он просит что-то для него сделать? Как реагируете на его звонки?

    По опыту общения с дочкой (она у меня тоже эдипчик, 4 года и 3 мес.), от тревоги хорошо помогают две вещи. Первая - проговорить тревогу, выразить словами.

    Тебе тревожно? - Да. - Что именно тебя тревожит? - Не знаю. - Ты растёшь, ты учишься справтляться со своими страхами и тревогами, все твои тревоги будут потихоньку проходить. Я тоже тревожилась, когда мне было 4 годика, а теперь уже все те страхи я совсем забыла. Я с тобой рядом, если тебе захочется, приходи ко мне, мы с тобой обнимемся и все страхи пройдут.

    Бывают ситуации, когда мне причина ее тревог очевидна (редко, но бывает). Тогда я могу ее озвучить, спросить, угадала ли я. Бывает, что я ошибаюсь, кстати, и она называет другую причину.

    У нас тоже папа уже давно с нами не живет, но когда дочка тревожится, я могу ей предложить позвонить деду или папе. Обычно после разговора ей спокойнее.

    Ещё мы с ней четко обговорили, как и что делать, если случится что-то плохое (то, что она себе нафантазировала - А вдруг пожар? А вдруг болезнь?). Про каждый случай разобрали - что делать, куда звонить, как себя вести. Сейчас она уже если начинает тревожиться, то сразу же сама себе говорит: "Ну если что, я позвоню 01 и дедушке, все придут, меня спасут".

    Ещё очень важно, чтобы ребенок засыпал в спокойном состоянии. Дети спокойнее себя чувствуют, когда их действия размеренны, ритуальны - предсказуемы. Для взрослых тоже ритуалы важны, но для детей - прямо-таки ОЧЕНЬ важны. Ритуал отхода ко сну один из них. Попить молочка с медом, почистить зубки, послушать книжку, поцеловать маму, обнять мишку, заснуть (у каждого - своя какая-то последовательность и свои вариации). Эта предсказуемость действий дает им ощущение, что жизнь более или менее безопасна, стабильна. Знаете, у многих малышей не получается заснуть без любимой игрушки? Вот это из той же оперы - должна быть предсказуемость, чтобы чувствовать себя в безопасности.

    У вас не любимая игрушка перед сном, а другие вещи. Но из той же оперы. Пижамка вот эта, желание предсказуемости в рассписании. Человечек ищет опору. В принципе это нормально для этого возраста. Но нужно спокойствия и доброжелательное отношение мамы, не испуганное, не тревожное, а спокойное, с улыбкой - ко всем этим ритуалам.
  • Пользователь
    01 марта 2008, в 11:37#5
    Анют, а я тебя ждала, твоего появления в этой теме. :D И рада, что дождалась.
  • Пользователь
    01 марта 2008, в 11:57#6
    Я совсем пропадаю в последнее время :( Дочке много внимания нужно сейчас, и в учебе я просто тону. Мне бы 72 часа в сутки, тогда бы обязательно хватило... может быть... :( Буду появляться, но редко получается.

    Тут есть еще детский психолог - Анна Смирная. Можно, думаю, ей в личку вопросы задавать. Она тоже нечасто бывает, но обычно очень здорово на детские темы отвечает. И еще есть хороший сайт Адалин - по детской психологии как раз. И у нас на Городе Мастеров есть детские психологи-психотервпевты и педагоги, с многолетним стажем. Тоже можно обращаться.
    www.help-on-line.ru/forum/
Чтобы участвовать в дискуссии, войдите или зарегистрируйтесь.

Избранное

По случаю юбилея Psychologies в России мы представляем вам наши статьи и тесты разных лет, выбранные для вас редакцией. Мы рады, что вы с нами!
5 способов выстроить отношения в пареЛюбовь5 способов выстроить отношения в паре
Когда двоим пора расстатьсяЛюбовьКогда двоим пора расстаться
Какую роль вы играете в паре?ТестыКакую роль вы играете в паре?
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер