psyhologies.ru
тесты

Современное искусство... сложная штука...

17 февраля 2007, в 02:27
Пользователь
Современное искусство – это такая хитрая зачастую штука, что для его понимания необходимо как минимум прослушать пару лекций ;) То есть без вводной информации никак. Искусство сейчас в этом смысле стало сродни математике и физике, без подготовки не понять. Однако физики при этом не фыркают при этом на всех НЕ физиков, что они в чем-то ущербны, раз не понимают очевидного (для физиков ;) ). А вот люли искусства почему-то иногда позволяют себе высказывать мнение, что те, кто НЕ ПОНИМАЕТ определенного вида творчества, просто «не доросли» и слишком невежественны для таких тонких движений души.
А может, все несколько иначе? Может, искусство все же стоило оставить той частью человеческих достижений, которые не должны нуждаться непременно в переводчиках, в толмачах?
Подозреваю, что туманно выражаюсь, поэтому попробую на конкретных примерах. Вот древнегреческие скульптуры; скульптуры Микеланджело; полотна Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Леонардо, Гейнсборо, Рейнолдса, Констебла, Франсиска де Гойи – ЭТО искусство нуждается в переводе?
А теперь почитайте сами все, что было сказано в этой теме о многострадальном склоняемом нами «Черном квадрате». Да, в этом произведении есть своя логика и свой смысл. Но без комментариев их не понять никак. Особенно без комментариев самого автора…. И еще закавыка в том, что понять-то можно, и даже очень интересно и захватывающе – проследить за полетом фантазии… А вот полюбить куда сложнее….если вообще возможно (но это так, писк дилетанта).
Я понимаю, что в наше время есть искусство массовое и искусство «не для всех», так сказать… И что искусство для избранных могут понять именно избранные и подготовленные. Но почему тогда «Рождение Венеры» понимают ВСЕ и без комментариев? Разве потому, что эта вещь – такая уж простая, как 5 копеек, ширпотреб, искусство для масс? ;)
Я привела примеры из живописи, но то же самое можно проиллюстрировать и примерами из литературы, и примерами из музыки…
Фокус в том, что с начала 20 века искусство пошло по пути, который я бы условно назвала «Искусство от головы». В противоположность «Искусству от сердца», «Искусству от души». И это уже совсем другое искусство…
И более того…На мой взгляд, искусство начиная с 20 века - это не просто "Искусство от головы". Оно в большинстве своем ТОЛЬКО ДЛЯ ГОЛОВЫ. Душа и сердце часто отдыхают.

А что думаете вы?
5 ответов1881 просмотр

  • Пользователь
    17 февраля 2007, в 10:42#1
    Черный квадрат Малевича это на мой взгляд два черных треугольника которые решили объединиться... остаётся немного подумать где на теле находится чёрные треугольники.
  • Пользователь
    17 февраля 2007, в 15:14#2
    некоторые вещи из современного искусства иногда приятно удивляют на общем фоне.
    Анна, поделитесь - какие именно?...
    Видимо, у меня взгляд замылился ;)
  • Пользователь
    19 февраля 2007, в 11:14#3
    Вспомните великого ученика Андреа Верроккьо, Леонардо да Винчи он совершил переворот в искусстве своего времени, но если задуматься его шедевры это как раз наш случай.
    Персонажи и ландшафт картин в те времена тяготели к плоскости, Леонардо же раздвинул пространство, насколько я понимаю, эта революция имеет очень весомый терапевтический эффект именно для пользователей его картин с психотерапевтической точки зрения. Вы замечали как облака на небе, если смотреть на них не мельком, а хотя бы минуту, наполняют вас спокойствием и уверенностью? Глубина пространства снимает страх. Вы перестаёте съёживаться и зажиматься. Я задумался, почему это происходит, и мне кажется правильным объяснить всё это инстинктами, хотя тут полно людей, которые смогут просветить нас более основательно по этому вопросу. Как мне кажется, инстинктивная суть этого процесса выражается в том, что человек уже перестав бывать в лесу и носиться там с палкой за бедным зверушкой, сохранил древние привычки, они все же остались в генах, наше зрение так устроено, что днём перспектива играет важную роль, но ночью важно именно то, что находиться рядом, ведь на нас может напасть страшный лесной зверь и тогда наши бедные голодные детки останутся сиротками, потому человек следит в первую очередь, за тем, что видит в непосредственной близости. Если пространство рядом спокойное то, мы успокаиваемся. Но кто скажет с уверенностью, что при свете этот механизм не работает?
    Возьмите несколько своих изобразительных работ, или к примеру какую-нибудь репродукцию и посмотрите на них в полной темноте, при свете звезд. Вы увидите то, что Вас в действительности раскрывает, Вашу индивидуальность в полной мере.
    Кто вы художник? Какой(ая) вы? Вы создаёте Прекрасное? Возвышенное? Комическое? Или трагическое?
    Быть может, вместо привычного изображения в темноте Вы увидите прекрасное и немного откровенное соблазнительное тело? Или темнота выявит забавную уродливую рожицу? А может, Вы увидите в ночи зверя, который вот-вот нападёт на вас?
    Может быть, Вы скажете, что по этому принципу работают тесты Роршаха, но мне кажется, Роршах родился куда позднее тех шедевров, которые к тому времени уже покрылись многовековой пылью. Возьмите хотя бы раннего да Винчи, (Долина реки Арно. 1473г.), в правой трети его натурной зарисовки пейзажа, (там вообще-то на рисунке изображён в окружении холмов поросшими деревьями небольшой залив), но стоит выключить свет и проникнуться ночным содержанием этой зарисовки, и Вы увидите справа голову человека непокорного и надменного.
    Восток со своей безумной страстью к каллиграфии – то же самое, но на другом языке, языке символов…
    Уж не знаю, стоит ли вам говорить, что любовь и безопасность это главные потребности, вокруг которых крутиться мир, и искусство, Вы и так знаете всё это, и, как правило, куда не глянешь именно они бросаются в глаза, наслаждая и предостерегая нас.
    Так что, милые волшебники, днём рисовать интересно, но ночью ещё интереснее, только меру нужно соблюдать и не торопиться, а то вдруг вы перестанете спать по ночам, а ведь по музеем ночью, как вы знаете, ходят лишь преступники, что ж, смелее игра в образ неуловимого воришки похищающего нечто очень ценное и великолепное, может быть столь азартна, что, быть может, вы станете в этот миг маленьким счастливым ребёнком, что само по себе тоже очень приятно.
    Некоторые Мастера рисуют часть ночью, а детали дорисовывают днём. (Конечно не все). Другие более опытные умеют это делать сознательно и при свете.
    Но, по правде, я думаю, возвращаясь в тот прекрасный светлый день 5 августа 1473 года, который и явил миру нового прекрасного терапевта, что техника плоского средневекового письма как раз и работает с учётом «ночного видения», быть может, мы зря игнорируем сочетание этих методов, старого Андреа Верроккьо, и нового, в свете сказанного у меня к вам вопрос: я впервые об этом услышал в восьмидесятых годах, будучи школьником, я увлекался рисованием, и мой покойный ныне отец посвятил меня в эту «тайну», не знаете ли вы, где можно было бы разузнать об этом получше, вы ведь не против?
    Милая Солнышко лесное, в любом случае, думаю, я соблазнил Вас на приключение, хотелось бы, чтоб оно доставило Вам такое же наслаждение, как и мне, я имею в виду несколько умопомрачительных открытий, которые Вам предстоит совершить, не стесняйтесь. Только не спешите, выключив свет в своей комнате и взяв изображение, не спешите смотреть на Ваши работы, постоите несколько минут с закрытыми глазами, потерпите, терпение обязательно будет вознаграждено, глаза должны привыкнуть к темноте…
  • Пользователь
    19 февраля 2007, в 11:23#4
    Фукс, я поняла, надо разбудить свою фантазию, и тогда многое увидится... ;)
    Ну согласна, конечно.
    Но хотела бы сказать, что это касается творений мастеров своего дела.
    А в последнее время - ИМХО, конечно, - многовато стало мастеровых...Мне вот стало казаться, что вся фишка в этом: сейчас очень много людей вдруг разом решили, что им следует заниматься искусством. Это как в песенке Макаревича о Синей Птице: «Слишком много мужчин и женщин стало сдуру гонять за ней…»
    Вот раньше труд писателей-художников редко когда оплачивался достойно при жизни, поэтому люди творили только тогда, когда понимали, что НЕ МОГУТ НЕ ТВОРИТЬ… И именно вещи ТАКИХ авторов пережили века…
    А сейчас – все, кому не лень, тем более, что многие рассматривают искусство – тот же шоу-бизнес, к примеру, или создание «массового чтива» - женские романчики или мужские стрелялки-бродилки- как средство заработать. Потому все и тухнет… Неприятное очень чувство от того, что эти авторы творят под девизом «пипл схавает»…
    Да и жизнь стала попроще, у нас же теперь не выживание, уровень бытового комфорта беспримерно повысился, вот и думает народ – ну почему же не попробовать, не получится, займусь другим. Вот и создаются такие вот «побочные продукты» в стиле детских сочинений на тему «как я провел лето» - писать их – одно удовольствие, читать – совершенно другое ;)
  • Пользователь
    19 февраля 2007, в 12:23#5
    Тревога по поводу состояния искусства имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность общим упадком. В общем можно отметить, что несмотря на множество его постановок, вопрос далеко не нов.
Чтобы участвовать в дискуссии, войдите или зарегистрируйтесь.

Избранное

По случаю юбилея Psychologies в России мы представляем вам наши статьи и тесты разных лет, выбранные для вас редакцией. Мы рады, что вы с нами!
5 способов выстроить отношения в пареЛюбовь5 способов выстроить отношения в паре
Когда двоим пора расстатьсяЛюбовьКогда двоим пора расстаться
Какую роль вы играете в паре?ТестыКакую роль вы играете в паре?
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер