psyhologies.ru
тесты

Хорошо или плохо, что происходит, когда мы оцениваем ребенка

31 марта 2016, в 10:36
Пользователь
Мы так привыкли слышать от наших родителей «Веди себя хорошо», «Будь хорошей девочкой (хорошим мальчиком)», но задумывались ли вы когда-нибудь про что это? Говорят, во всем сказанном есть послание. Какое послание скрыто в этой фразе? Что такое хороший/плохой?
Когда мы говорим: это хорошо или это плохо, мы оцениваем предмет о котором говорим. Этот суп хороший. Или эта дорога плохая. Хорошо/плохо это оценка.
Когда я говорю хороший, оценивая человека, что это для меня значит? Хорошо - удобно для меня; он хорошо себя ведет, меня то есть устраивает его поведение. Когда начинаешь переводить или точнее говорить не общепринятыми шаблонами, а передавать суть, то, лично мне, становится не по себе.
Сказав ребенку: будь хорошим/хорошей, сама себе задаю вопрос: что я транслирую ему? Ты мне нравишься, когда ты удобен для меня; тогда я, соответственно, показываю тебе свое расположение. Ни о каком уважении его желаний, чувств, эмоций здесь и речи нет. «Ты плохо себя ведешь». – говорили нам мамы и бабушки, когда мы плакали. – «Перестань!». Ну и где здесь про чувства ребенка, про то что его услышали, не говоря о том, чтобы их учитывать.
Как же работает сознание ребенка: меня будут любить, если я буду удобным. И ведь этот посыл отправляется с ним в дальнейшую жизнь. Чтобы далеко не ходить вспомним наши советские годы, когда желания человека отодвигались на последний план и люди вели себя так как обществом принято, как удобно государству. Благо, сейчас молодежь кричит и заявляет своим поведением, что эгоизм (не путать с эгоцентризмом) - это нормально, это - природа человека. Я имею право на уважение своих чувств, границ и когда я умею делать это по отношению к себе, то я и умею это делать по отношению к другим. Здесь речь идет о здоровом эгоизме.
14 ответов2225 просмотров

  • Пользователь
    31 марта 2016, в 14:15#1
    Прям лекция на ровном месте... :)

    У меня два вопроса:
    1) Какое определение "эгоизма" вы используете?
    2) Что происходит, когда мы не оцениваем ребенка вообще?
  • Пользователь
    31 марта 2016, в 15:40#2
    Действительно. Крошка-сын зря к отцу пришёл))
    Детей у вас, похоже, нет. А вот от отношений с родителями до сих пор обидки носите.
    Сказав ребенку: будь хорошим/хорошей, сама себе задаю вопрос: что я транслирую ему? Ты мне нравишься, когда ты удобен для меня; тогда я, соответственно, показываю тебе свое расположение. Ни о каком уважении его желаний, чувств, эмоций здесь и речи нет. «Ты плохо себя ведешь».
    Подмена понятий. Оценивается не само дитё, оценивается его действие. Дитё не становится "плохим" или "хорошим", от того, что сделало плохой поступок. И это называется не "формирование ребенка удобным для себя", а всего-лишь воспитание. Вот и вся суть.
    У вас может есть альтернативные источники знания для крохи по вопросу "что такое хорошо и что такое плохо"?)) Или ему это вообще не надо?
    Какой "посыл" вы собрались ему транслировать? "Здоровый эгоизм"(оксюморончик тот еще)? Плевать на всех, живи как хочешь? Ничё так, модненько. Но не советую детей заводить с таким посылом.
    3 пользователям это понравилось
  • Пользователь
    31 марта 2016, в 20:29#3
    Интересно,это вас дома так дрессировали"будь хорошей"?И,действительно,хорошей-это как?Я,если честно,среди своего окружения таких посылов не слышала.Будь умницей,будь настойчивым,будь смелым,не будь трусишкой,не будь злюкой,не будь плаксой....Но,никак не "веди себя хорошо",если ребенок плачет.А вот поступки обязательно должны оцениваться,иначе как вы сможете сформировать ту шкалу ценностей,с которой ребенок должен будет прожить жизнь?Поступки,а не сам ребенок.Потому,как ребенок ВСЕГДА для тебя любимый.И это тоже надо до него донести.
  • Пользователь
    31 марта 2016, в 20:30#4
    прожить жизнь
    -проживать жизнь...очепятка,сорри))
  • Пользователь
    31 марта 2016, в 21:32#5
    Дорогой Автор,
    если я правильно поняла, то ваш вопрос в том, полезна ли оценка для развития ребенка?

    Ну вот что сейчас говорят ведущие мировые психологи и педагоги в моем вольном пересказе)))
    Оценка - любая - этот насилие,
    манипуляция и способ контроля оцениваемого,
    в вашем случае- вашего ребенка)

    Как общаться без насилия?

    Ну не просто,
    но надо стремиться вместо оценки-" ты ведешь себя как идиот"-
    - говорить о своих чувствах ( я огорчаюсь, мне тревожно, я не люблю или наоборот- я радуюсь ) когда ты, малыш, делаешь то-то и то-то..

    -о чувствах, которые у вас возникают по поводу именно действий( сказал няне, что она дура или ударил ее) вашего ребенка,
    а не по поводу его личности в целом - ( ты что ведешь себя, как псих)
    понятно, что нельзя оценивать малыша в целом - ты плохой, когда ты… ты глупый…

    -ну и вы всегда можете сказать ребенку о своих желаниях- я хочу, чтобы ты сам завязал шнурки,
    -можно желание связать с вашими положительными чувствами-
    я был бы очень рад и счастлив, если бы ты сегодня сам завязал шнурки-

    ну и правда радоваться и восторгаться, каждый раз когда малыш это сделал!!!!

    А так, за принятие и безоценочную/ безусловную любовь в семье отвечает мама,

    и если вы папа- можете иногда оценивать ребенка, но не увлекайтесь, не надо гнобить, унижать, оскорблять,
    папа в принципе может оценивать ребенка, потому,
    что у папы в семье по отношению к ребенку другая роль-
    папа выступает представителем социума,
    а социум всегда будет оценивать вашего ребенка-
    так что, папочка, ну иногда можете позволить себе оценивать,
    есно, как я уже сказала, без оскорблений,
    в безобидных категориях плохо- хорошо, классно- стремно, супер- фи(((
    ну, так - мини тренинг))))
    и без фанатизма, пожалуйста)

    До 4-5 лет дети эгоцентричны- и это норма, если это не так, ну плохо)
    Дети должны быть эгоистами и дальше- это тоже норма)
    Ребенок- не эгоист- это нарушенный ребенок.
    Но к 18-24 годам поведение ребенка/человека должно определяться не чувствами вины или стыда или страха-
    а набором социально приемлемых стереотипов ( последнее слово не правильное, ну пусть меня поправят, ну в смысле подберут правильное слово местные аксакалы))
  • Пользователь
    31 марта 2016, в 22:16#6

    Комментарий удален автором

  • Пользователь
    31 марта 2016, в 22:20#7
    Ответ дляdimatr28 на сообщение от 31.03.2016: Дети рождаются и живут счастливыми...
    ну в принципе и по большому счету да)
  • Пользователь
    31 марта 2016, в 23:52#8
    Воу, воу, полегче, ребята :) не ожидала такого количества комментариев и это приятно, я не осталась не замеченной :)
    начнем по порядку
    никого конкретного определения эгоизма я не использовала (это же не доклад научный:) ), я писала о том эгоизме, когда человек четко осознает свои границы и интересы, умеет их отстаивать и тем самы учитывает и уважает границы другого. согласна, что эгоцентризм для ребенка это норма, при чем в некоторых источниках пишут про такие сроки как 6-7 лет. То место где я употребила это понятие, я отнесла его у уже взрослой личности, как раз для того чтобы у читателя не сложилось впечатление, что я поощряю поведение, которое здесь подвели под определение эгоизма, когда мне плевать на всех кроме себя.
    Что касается оценки, я не против нее как таковой, я просто сделала акцент, что зачастую мы оцениваем человека, а не его поступки, а я предлагаю эти вещи разделять.
    идея этой заметки возникла, когда я услышала как родитель говорит ребенку: давай плохая девочка уйдет, а хорошая останется (это был ответ на плач ребенка). здесь вопрос не в том как растили меня, есть ли у меня дети или нет (а они есть :) ), я просто предложила задуматься над тем как мы общаемся со своими детьми. И если вас зацепили мои слова (а судя по таким эмоционально окрашеннымответам, она вас зацепила), то можно подумать "а почему меня это так цепляет?"
  • Пользователь
    01 апреля 2016, в 00:23#9
    Ответ дляElizarova88 на сообщение от 31.03.2016: Воу, воу, полегче, ребята :) не ожидала...
    здесь вопрос не в том как растили меня
    Вопрос всегда только в этом.
    Ну мы-то ладно, обсуждаем тут всё, начиная от девственности 30-летней выдержки и заканчивая черной завистью к несвежим индийцам.
    Автор задает тему. Автора это и волнует.
    Так что и начинайте с вопроса "почему это вас так цепляет?".
    Так почему?
    2 пользователям это понравилось
  • Пользователь
    01 апреля 2016, в 14:41#10
    "Дорогие мои мама и папа, пишет вам ваш сын, дядя Фёдор, из Шаолиня.
    Я обрёл просветление и отказался от оценочных суждений, поэтому дела у меня никак"
    (Эпиграф :)

    Эгоцентризм - непонимание человеком чувств и состояний другого. Часто это - патология. По-сути, человек воспринимает других не как субъектов, а как объекты, не видит в них "свободы воли".

    Эгоизм - это негативное понятие. Это поведение, учитывающее _исключительно_ свои интересы. По-сути, человек понимает интересы других, но ему на это плевать.

    Продуктивным считается позиция, когда человек себя ценит, осознает значимость собственных потребностей и изначально руководствуется ими, но на втором плане у него есть понимание, уважение и делание считаться с потребностями других. Чтобы это как-то назвать, начали вводить понятие типа "натур-эгоизм", "рациональный эгоизм" и т.п.

    Поэтому, эгоизм - это таки "плохо".

    Выражение "оценивать ребенка" - не однозначное. Может означать "оценивать личность", а может означать и "оценивать поступки".

    Но, в принципе, и то, и другое - важно. Ребенок познает себя _только_ через обратную связь от значимых взрослых. Поэтому, если вы в общении с ним "отказались от оценочных суждений", то он не сможет сформировать у себя координаты "хорошо - плохо", у него не будет ощущения общепринятых рамок. Он не научится стремиться и не научится преодолевать. И, соответственно, у него будут большие проблемы в социуме, который на этих понятиях строится.
    Все-таки, бить мальчика по голове лопаткой с целью отобрать у него его машинку - это _плохо_! :)

    Вопрос не в том, чтобы оценок не было, вопрос в том, чтобы это оставалось в конструктивных рамках, и не переходило в деструктивные. А это - не такой простой и однозначный вопрос.
    2 пользователям это понравилось
  • Пользователь
    01 апреля 2016, в 14:44#11
    Возможно, напряженность в вопросе "оценивания личности" у некоторых потому, что для них это (по каким-то причинам) является синонимом "обесценивания личности"?
  • Пользователь
    01 апреля 2016, в 14:58#12
    Ответ дляElizarova88 на сообщение от 31.03.2016: Воу, воу, полегче, ребята :) не ожидала...
    зачастую мы
    Хто это "мы"?

Чтобы участвовать в дискуссии, войдите или зарегистрируйтесь.

Избранное

По случаю юбилея Psychologies в России мы представляем вам наши статьи и тесты разных лет, выбранные для вас редакцией. Мы рады, что вы с нами!
5 способов выстроить отношения в пареЛюбовь5 способов выстроить отношения в паре
Когда двоим пора расстатьсяЛюбовьКогда двоим пора расстаться
Какую роль вы играете в паре?ТестыКакую роль вы играете в паре?
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер