psyhologies.ru
тесты

Кто из нас не боялся

27 мая 2016, в 22:02
Пользователь
Кто из нас не боялся? А кто перестал бояться совсем? Кого никогда не ругала мама? Кого никто не упрекает сейчас, в зрелом возрасте? Я лично таких людей не знаю ни одного. Вы тревожитесь? Тогда мы идем к Вам. Поговорить о психологической безопасности. И об опасности тоже.

Как и любая опасность, эта связана с нанесением ущерба. Под ущербом может восприниматься ущерб физический или воображаемые кары небесные. Так, например угроза насилия, расправы, смерти, причинения боли отнесем к физическим. Психологический дискомфорт, чувство вины, страх увольнения, страх при просмотре фильма или чтении книги, тревога за судьбу близких, неоправдание надежд родителей, шантаж в семейных отношениях, давление начальства и тп подобное отнесем к угрозам сугубо воображаемого характера. В реальности их нет. Стоит отметить ,что тело от психики отделить невозможно. Живое, по крайней мере. Психика развивалась вместе с туловищем. Все психические реакции имеют основанием реальные угрозы, ранее существовавшие в процессе эволюции. Поэтому все виртуальные страхи и вина всегда имеют под собой более древнее основание. Изгнание из стаи например – означало гарантированную гибель. Вместе с тем и реальные угрозы – это всегда ожидание ущерба. Но не сам ущерб. Ожидание ущерба, как реального физического, так и воображаемого психологического в свою очередь и есть ощущение опасности.

Раз ощущение опасности мы отождествляем со страхами следовательно, работу по обеспечению безопасности стоит вести со страхами. Если опасность реальная есть два пути. Первый заключается в том, чтобы повлиять на внешние обстоятельства. Изменив нечто во внешнем мире. Природа дала нам два способа реагирования на реальные опасности. Это бегство и схватка. Если вам угрожают, можно нанять охрану в качестве пассивной меры реагирования. Можно написать заявление в органы или обратиться к альтернативным специалистам в качестве активной меры. Если Вашего ребенка бьют в школе или унижает педагог можно перейти в другую школу. Или еще хуже обьяснить ему ,что это жизнь, так положено и иначе нельзя. Это пассивная реакция. Можно добиться увольнения такого учителя или записать ребенка в секцию, где он научится постоять за себя. Это активное поведение.

Второй способ работы с реальной опасностью это перестать бояться. Как варианты это убежать от реальности и не признавая опасности жить, как ни в чем не бывало. Например, вместо эвакуации от опасного вулкана, продолжать жить далее и полагаться на «авось пронесет». Аналогична история с игровым автоматом или казино. Сейчас я продул, но завтра обязательно выиграю. Или жить с мужем, который пьет и бьет. При этом говорить себе, что господь тоже страдал.

Обеспечение психологической безопасности, связанной с вероятными событиями реального мира, как правило носит объективный характер. Но иногда отличить реальное адекватное поведение от паранойи непросто. Например, не летать на самолетах, так они падают. Учитывая события последних 2 лет в теплый Египет действительно самолетом лучше не лететь. Или не ходить ночью по улице в короткой юбке. Статистически насилуют на улицах не так часто, как в Рио-де-Жанейро, но если это произойдет, объяснять трем таджикам про статистику будет поздновато. Или делать выбор отпускать ребенка ехать в школу самостоятельно или везти его на машине. Многие отпускают, но когда он не доедет до школы или не приедет из нее…
Сложнее обстоит дело с опасностями воображаемыми. Отличить реальные опасности от воображаемых, как я упоминал выше не всегда просто. Например те, кто смотрел ТВ в 1993-1996 вспомнит ,что главную опасность тогда представляли коммунисты и чеченцы. Кто смотрит сейчас ТВ и новости в интернете четко знает, что все зло от гомосексуалистов, американцев, массонов, Ротшильдов и коррупционеров. Перечисленные страхи носят абсолютно виртуальный характер.

Вторым источником психологического дискомфорта, который я хочу упомянуть является травмирующий психику опыт. Пережитая боль, позор, собственное предательское поведение, смерть близких, психическое насилие в детстве и др. Эти травмирующие переживания, вытесненные в бессознательное, шлют нам привет в виде неадекватных реакций, странных мыслей или поведения. Эти опасности реальны, поскольку реальными они когда-то были. В нашей психике они остаются реальными до тех пор, пока не будут извлечены мучительными процедурами. Парализующая боязнь извлекать собственные страхи, боязнь узнать о себе «новое» - одна из причин отказа от посещения специалиста. Тем более, что он гарантировано узнает об этих «страшных» вещах.

Третий повод попереживать - это незнание. Новая обстановка, внезапная срочная проблема, заданный вопрос. Страх нового в отличии от страхов старого, упомянутых выше. Страх ответственности из этой серии. Свойственен подавляющему большинству людей. По этой причине люди ищут себе старшего и переваливают на него ответственность. Его же и ругают. Поэтому ответственности принято избегать. Чтоб не ругали и не обвиняли.

С тем, кто виноват разобрались. Что делать:

1. Волшебное слово рационализация. Ее можно проводить самостоятельно, хотя результативность меньше чем со специалистом. Научиться отличать реальные проблемы и страхи от воображаемых самое ценное умение для взрослого человека. Избавление от иллюзий временами дает ощущение утраты чего то важного. Как в фильме «матрица» после 30 мы не освобождаем. Поздно.

2. Страх неизвестного лечится только знанием и попаданием в новые ситуации. Можно на чужом примере. Можно на своем. Свой запоминается в 100 раз лучше. Попав несколько раз в новую для себя обстановку вы выработаете у себя ряд новых рефлексов и впредь бояться перестанете. Вы научиться предвидеть опасные ситуации и свои реакции на них. А самое главное научитесь в них просто не попадать. Или попадать реже.

3. Исключить по максимуму воздействие на себя пропаганды и чужих установок. Отказ от ежедневного чтения новостей, просмотра телевизора и чтения журналов с рекламой. Раз в месяц, как показывает практика вполне достаточно. Появится масса свободного времени. Большинство новостей вызывают эмоции, но не имеют для вас никакого практического значения. Через пару дней это просто забывается. Часто помогает сокращение круга общения, в том числе в соцсетях или его смена.
27 ответов1244 просмотра


Чтобы участвовать в дискуссии, войдите или зарегистрируйтесь.

Избранное

По случаю юбилея Psychologies в России мы представляем вам наши статьи и тесты разных лет, выбранные для вас редакцией. Мы рады, что вы с нами!
5 способов выстроить отношения в пареЛюбовь5 способов выстроить отношения в паре
Когда двоим пора расстатьсяЛюбовьКогда двоим пора расстаться
Какую роль вы играете в паре?ТестыКакую роль вы играете в паре?
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер