Глоссарий. Психологический словарь.

Школа Харьковская (Харьковская психологическая школа)

Школа Харьковская (Харьковская психологическая школа) – неформальная организация психологов, развивавших идеи Л. С. Выготского. Школа была образована в 1931 году в Харькове вследствие запрета на публикации в Москве трудов Выготского.

Специалисты работали в различных учреждениях тогдашней столицы Украины, среди членов был А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко и многие другие. Харьковская психологическая школа тщательно исследовала вопрос практической деятельности и сознания. Сторонники школы называли сознание особым видом деятельности, которое включено в практическую деятельность и обслуживает ее. Также были переработаны идеи об отображении предмета в сознании, вопрос включенности психических процессов в структуру деятельности, концепция психического отражения в процессе эволюции.

Исследования школы повлияли в дальнейшем на популяризацию деятельностного подхода в психологии. Кроме того, Алексей Леонтьев, который позже отказался от воззрений Выготского, использовал некоторые идеи школы в процессе разработки своей теории деятельности. Стоит отметить, что сложившаяся в то время политическая ситуация способствовала тому, что исследования Харьковской психологической школы были известны в достаточно ограниченном кругу.

На современном этапе, в связи с возросшим интересом к деятельности Леонтьева, психологи стараются восполнить этот пробел в истории посредством изучения архивных материалов и поиска малотиражных (зачастую неопубликованных) работ школы.

Psychologies приглашает
ВИДЕО КОНФЕРЕНЦИИ PSYCHOLOGIES DAY

10 часов лекций о мозге

Смотреть
новый номерДЕКАБРЬ 2019 – ЯНВАРЬ 2020 №47
164Подробнее
psychologies в cоц.сетях

спецпроекты