psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Анна Аркатова
Анна Аркатова
поэт, лауреат Международного литературного Волошинского конкурса, автор трех поэтических книг. Публикуется в журналах «Знамя», «Новый мир» и других.

И никакого аквапарка!

В поезде по дороге из Цюриха в Базель, наблюдая за двумя швейцарскими крошками трех-четырех лет, гуттаперчево и беспрепятственно осваивающими пространство между креслами, я наткнулась на мысль о природе русского родительского назидания.
Ребенок на качелях

Все эти «встань, я сказала», «упадешь, кому говорю», «сиди спокойно», «теперь только с отцом»; потом санкции – «сейчас выведу/оставлю/больше никуда не возьму/звоню отцу/никакого аквапарка» и, соответственно, меры, не имеющие ничего общего с предупреждениями, а именно: дерг, шлеп, «задолбал».

Так вот (к слову, крошки к тому времени успели поваляться на всем, чем только можно, не поделили игрушку, посмотрели в окно и теперь слушали книжку у мамы на коленях), какое простое решение образовалось во мне по части воспитания. Имя ему: онтологическая, то есть встроенная в сознание, неизбывная тоска по власти. Ладно, будем откровенны – по безграничной власти.

читайте также21 принцип хорошего воспитания глазами ребенка

А кто б отказался? Да никто! Просто не признаемся. Ибо она, власть, у нас в анамнезе сакрализована до предела и обладание ею есть генеральный ментальный проект. Правда, он настолько же генеральный, насколько и обреченный. Но это даже хорошо, это придает ему художественный смысл как любому виду несбыточного счастья. Подчеркиваю с занудством гуманитария – не власть сама по себе, а именно тоска. Ибо власть недоступна как луна, а тоска по власти – вот она, пожалуйста. У мужской части населения тут безусловные преимущества – должность, автостоянка, жена, ребенок. У женщины, к сожалению, все скромнее – консьержка, ребенок, собака. Не разгуляешься – но кое-что все-таки можно предпринять, усилить так сказать влияние на местах. (Заметим, между прочим, роль ребенка автоматически удваивается – ага?) В общем, дальнейшее развитие семейного, школьного, какого угодно воспитания и просто отношений окукливается вокруг вот этой несчастной личинки. И когда не так давно поднявшая у нас голову частная практика пытается вписать известные издержки доверчивого клиента в мировую парадигму детских травм (недополученного шоколада, ускользающей в алкоголизм фигуры отца), а социология – списать кошмар на ущербное Средневековье (неутомимое искоренение аристократии и аварийное состояние районных библиотек) – все оказывается гораздо проще и фатальнее. Читай сказку «О рыбаке и рыбке», то есть о рыбачке (Соне – хаха!). Нет, я догадываюсь, что никто еще в мире не отменил профессиональные амбиции, равно как и муравьиную структуру общественного здания. Кто-то должен управлять, кто-то должен исполнять. Вопрос в начинке. Управление, фаршированное ответственностью, все-таки качественно отличается от «дерг-шлеп-задолбал».

«Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа»
Памела Друкерман«Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа» Здоровые границы – один из основных принципов французского воспитания. У родителей своя жизнь, у ребенка – своя. Он не центр мироздания. Может быть, поэтому французские дети не закатывают истерики и понимают, что значит «нет»?

А как же любовь? Здоровое честолюбие? Продуктивный невроз? То есть нормальные человеческие паровозы, толкающие население к выдающимся результатам? Есть они, есть – но относятся к истине как шампунь к лысине. Ибо наш местный так называемый прогресс замешен на беспроцентном обладании и круглосуточном контроле, и ребенок как подручный тренажер вписался сюда идеально. Так что он больше не увидит планшета (скутера, сигвэя, скакалки), если не прочтет две страницы (полторы, абзац, вот это слово, «кому сказала!!!»). Задача, к сожалению, не в достижении отпрыском познавательной цели – а в том, чтобы убедиться – да, я еще авторитет кое для кого (вариант: хоть для кого-то)… Тоска по власти в нас в лучшем случае склерозирована, в худшем – гуляет шальным тромбом по полноводной вене бытового садизма. (Мне, кстати, понравилось, что слова «сакрализована» и «склерозирована» оказались на одном поле – все-таки фонетика не обманывала меня никогда!)

читайте также

10 правил воспитания Сьюзан Cонтаг

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • ROVENA1   
    70 недель назад

Полностью согласна с предыдущими комментариями. Интересно, а у автора свои дети есть и как она их воспитывает? И опять-то мы хуже иностранцев. И женщины у нас плохие, детей не любят, только властвовать хотят. Полный бред!
Psy like0
  • Inga000   
    70 недель назад

Ага-ага... Я тоже теперь упиваюсь властью... После того как ребенок доскакался и сломал ногу. И мы полтора месяца, в самую жару, не выходили из дома ни разу, а сын рыдал по полдня и просился гулять и на озеро купаться.....читать заставляю летом, ага...задание вообще то... а как еще воспитывать ответственность? донести мысль, что не все в жизни только "хочется" , но еще и "надо" ( а если ребенок еще и аутист или Аспергер, коих сейчас по статистике 1 на 100 детей в лучшем случае, это вообще бесконечный труд, задача всего детства такого ребенка, если родители хотят , чтобы он взрослый смог стать относительно самостоятельным и независимым от них)?? Или всю жизнь только делать приятные и желанные вещи? Так у меня море таких знакомых... Правда бездетных... Потому что "а нафига? Ночами не спать, отдохнуть не съездить и вообще... Такая ответственность"... Лучше собачка.... Надоела- отдал... Или выгнал...
Psy like0
  • liza80   
    70 недель назад

Ага, пусть не учатся ничему - в школу не ходят (где задания надо делать). А только скачут. А потом на жизнь зарабатывают стихами.
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье