psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Анна Аркатова
Анна Аркатова
поэт, лауреат Международного литературного Волошинского конкурса, автор трех поэтических книг. Публикуется в журналах «Знамя», «Новый мир» и других.

Женщина в зеленом. Рассказ по картинке

Помню незабываемые уроки русского. Рассказ по картинке. «Грачи прилетели», «Золотая осень», «Опять двойка». Десять предложений. Время пошло. В нашем распоряжении пятнадцать минут.
Женщина в зеленом. Рассказ по картинке ФОТО Getty Images 

Листья пожелтели, природа замерла. Художник передает грусть. Вся семья в сборе. Расстроенная мать не может скрыть доброты. (Вариант: мальчик привычно ждет наказания.) Цветовая гамма приглушенная. Но красный галстук, красный ковер и красный велосипед по цепочке говорят о том, что недоразумение временно. Тема нерушимой семейной любви в образе верного щенка. Пять с плюсом. Пойдет на конкурс.

Сегодня человеческое восприятие переживает явный апгрейд. Мне показалось интересно в связи с этим сменить экспонаты школьного вернисажа. Типа развиваем воображение вместо грамотности, потому что за грамотность теперь отвечает Googlе, а за воображение практически никто. Итак, Пабло Пикассо, «Женщина в зеленом». Да, забыла сказать, с портретами всегда было больше проблем, это правда. То надо придумывать нетерпимую жизнь для какого-нибудь графа, то радостную для крестьянки, то сиротскую для ребенка. Но что-то такое «почему у него желтые ногти, а у нее в руке лучина» заставляло меня уйти со знакомой тропинки в грибной подлесок недетского опыта. Но сегодня у нас вариант круче.

читайте также

О чем говорит мне эта картина? «Три возраста» Тициана

Пикассо. «Женщина в зеленом». Портрет Доры Маар. Какой взять класс? Скажем, восьмой. Предполагаю такой ход мыслей. Все, с чем нельзя поспорить, – это цвет. Зеленый. (Зеленый-зеленый как что? Да уже нет такого.) Дальше пять минут – тоннель без освещения. Потом включаем ближний свет.

Так это что, женщина? Это животное, скорее всего домашнее, скорее всего из семейства кабанов. Но по гриве может оказаться, что и лошадь. А может, муравьед. Зачем он это сделал? Не любил Дору Маар? Ненавидел ее? Мстил? Рисовал ее в темноте, и поэтому глаза разные – хотя у людей, конечно, бывают разные глаза. Но у нас все-таки глаза, а не мишени в тире. Но автору как-то удалось снабдить эти мишени переживанием. Они как будто печальные. Каждая по-своему. И так похожи на две грустные рыбки.

Если забыть про лицо – то это, так и быть, женщина. У нее есть грудь (одна плюс), руки (конечно, разные – уже понятно, что два одинаковых предмета художник просто не способен изобразить), попа и платье оригинального фасона. Покрой его, с одной стороны, подчеркивает крупную фигуру, а попа, с другой, напряженность позы. Платье женщине мало. Вот что это значит. Это видно по рукам. В общем-то, тоже не вполне человеческим и непонятно как протиснувшимся в эти рукава. Все вместе похоже на панцирь. Панцирь – это защита или борьба? Тут мы не очень поняли.

читайте также

О чем говорит мне эта картина? «Офелия» Джона Эверетта Миллеса

Женщина способна говорить – между пятачком и платьем со второго раза обнаруживается рот. В профиль. Как от другого человека. Что это значит? Что Дора Маар никогда не обращалась прямо к автору? Говорила так много, что хотелось отвернуть этот фонтан? От нее невозможно было добиться взаимности? Рот пририсован в последнюю очередь – потому что ее слова ничего не значили, а безо рта лица не бывает? (Предположение с третьей парты: рот развернут для поцелуя?)

Осталось девять минут.

Боже, мы еще ничего не сказали о ее судьбе. В двух словах: по сравнению с девочкой с персиками, которую мы описывали в прошлой четверти, женщина в зеленом, конечно, несчастна. Почему? Внешние данные не способствуют. Хотя руки говорят о другом. Они говорят о том, что хорошо бы на них обратить внимание. Перенести, так сказать, акцент с зоологического фасада на этот желтый (зачеркнуто) рыжий (зачеркнуто), подсказка с первой парты: кофейный! клубок дружных коклюшек. Именно они удерживают всю фигуру в равновесии, оттеняя ее самостоятельной геометрией и цветом. Они как будто в работе. Или только что оттуда. Вероятно, их хозяйка тоже рисовала, или писала, потому что руки по цвету соединены с так называемым лицом.

Осталось полторы минуты.

Так что, в принципе, у Доры Маар как у человека есть будущее. В смысле прошлое. Плотное такое. Она явно самоутверждалась. Хотя в конце и могла слегка тронуться от всего этого перекоса и затрудненного дыхания. Перспективы в картине нет, если не считать чего-то типа театрального занавеса. Отсюда возник вариант, что все это только маска, а настоящая Дора где-то в полосатых волосах. Или исключительно в воображении Пикассо, в таланте которого мы всем классом тайно сомневаемся.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье