psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Анна Аркатова
Анна Аркатова
поэт, лауреат Международного литературного Волошинского конкурса, автор трех поэтических книг. Публикуется в журналах «Знамя», «Новый мир» и других.

Все смотрим на одно и то же – или где согреться в Москве

В огромном городе нам хочется не просто выживать: мы хотим чувствовать себя дома. Об арт-объектах выставки «Москва согревающая», которые «одомашнивают» городское пространство, – обозреватель Анна Аркатова.
alt

Человек в городе – персонаж особенный. Жизнь его сложна и многотрудна, настроение его непредсказуемо, здоровье хрупко.

День его схвачен тут и там тесным регламентом и жесткими правилами. Единственное место, где горожанин еще может расслабиться – это его дом. В дом горожанину возвращаться, дом ему обустраивать, в доме рано или поздно соберутся гости. Каждый из нас дорожит своим домом, все помнят дом, где они выросли – этот сентиментальный ряд бесконечен.

Но с недавнего времени у дома появилась серьезная оппозиция – город. То есть когда-то город был продолжением дома. Буквально одним целым. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез». Дальше – дверные цепочки, телефонные номера – один драгоценный узел. Сегодня человек выходит из дома исключительно с целью куда-нибудь успеть. На работу, на встречу, в контору, в детский сад. Ключевое слово «до закрытия». Человек торопится, и его лирические отношения с пространством сведены к минимуму, чтобы не сказать к стрессу. Самое значительное на этом пути укладывается в формулу – вчера тут был «Старбакс», а сегодня «Хинкальная» – вау! Вчера еще тут продавали цветы – а сегодня английский фарфор. Взгляд наш давно не поднимается выше витрин. Мы уже не замечаем ни колорита, ни ансамбля, ни панорам городских – и это еще самая малая плата за привилегии городской жизни.

читайте такжеВстретимся в городе

Кто-то сравнил пешехода и пассажира с матросом, терпящим кораблекрушение, которое отвлекает его от красоты заката. А ведь изначально городская драматургия была вполне пропорциональна человеческой сущности. Когда в XVIII веке были разобраны городские стены Парижа (Bollwerk) и на их месте пролегли знаменитые теперь бульвары – они действительно стали местом прогулок, свиданий и прочей романтики зеленых променадов, доселе горожанам неведомой.

Сегодня наш взгляд безнадежно ищет эквивалент уюта в Вавилоне. Уже практически нет дворов и их обитателей, нет умильных городских персонажей типа цветочниц, чистильщиков обуви, мороженщиков, с детства знакомой тетечки в бакалее. Но человек хочет в родном городе не просто выжить – он хочет, чтобы город его полюбил и принял.

И вот представьте, в зимней Москве появляются такие «теплые точки». Пенополистироловый медведь, в котором можно повиснуть и согреться, как в варежке, или памятник московскому отоплению – его можно обнять и не примерзнуть. С 22 декабря все это будет нас ждать на улицах Москвы. Участники проекта «Москва согревающая» представляют уникальный зимний паблик-арт. Его задача – примирить нас с роковыми новогодними перегрузками, заставить всех посмотреть на ОДНО и ТО ЖЕ – и хотя бы в этом объединиться.

читайте такжеНе застраивай летного поля

Объекты паблик-арта давно стали частью западной культуры. Они успешно «снимают» агрессию большого города в восприятии его жителей, одомашнивают пространство и даже становятся трогательными символами города – как коровы в Амстердаме. Для Москвы это в новинку – но от этого еще более азартно и захватывающе.

Главный инструмент – ирония, главный материал – пенополистирол, главные участники – молодые художники и дизайнеры, чьи проекты вышли в финал конкурса и теперь воплотились в остроумные арт-объекты, на 10 дней став МОСКВОЙ СОГРЕВАЮЩЕЙ.

Место проведения – ул. Кузнецкий мост и Центр современного искусства Винзавод (4-й Сыромятнический переулок, стр. 6). www.citymetamorphosis.ru

читайте такжеЗакон сохранения теплоты
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье