Как удержаться от агрессии, когда тебя притесняют?

Все взаимосвязано. В современном мире нам особенно важно осознать это, считает далай-лама.
Его Святейшество Далай-лама XIV

Этот вопрос Далай-ламе XIV задал один из слушателей его лекции по истории и философии буддизма, которые я посещала в 2008 году, в Нанте. Почему конспект этих лекций попался мне на глаза именно сейчас?

Любое негативное (или позитивное) событие, происходящее где-либо, обязательно влияет на всех и вся. По словам Далай-ламы XIV, эта концепция «отсутствия независимого существования» особенно важна в современном мире – мире, где нет ничего «твоего» и одновременно все «твое». Глобальная экономика, окружающая среда, международные отношения… Все, что мы получаем от мира – будь то бананы, газ или картофель, айпад или кроссовки – произведено, выращено и придумано кем-то. Мы нуждаемся в этих людях, а они нуждаются в нас.

читайте такжеКак обрести душевный мир

Зависимость всего от всего распространяется на все сущее: целое состоит из частей, целое зависит от частей, а части не могут существовать независимо от целого. Будь то государства, этносы или отдельные личности. Эта древняя буддийская концепция подтверждается буквально на уровне ядерной физики: все связано со всем, и мельчайшие частицы – нет ни одной независимой – все подвержены воздействию полей, притяжений, влияний других частиц. Даже сторонний наблюдатель влияет на происходящее одним своим присутствием. Наблюдатели – каковыми является большинство из нас – могут практиковать внутреннее ненасилие, чтобы повлиять на исход конфликта. Насильственный ум наблюдателя только увеличивает количество насилия – каким бы праведным ни казался наш гнев. Когда мы развиваем холистическое (целостное) видение мира, то оказывается, что цель нашего гнева – казалось бы, точечная – оказывает влияние на массу других вещей. И в конце концов, на нас самих. Возмущаясь и негодуя, мы льем воду совсем не на ту мельницу…

И вот самый актуальный вопрос: как практиковать ненасилие, если тебя притесняют? Ответ Далай-ламы: проводить границу между обидчиком и его действием. Различать их. Скажем, если вы идете на исповедь, в момент исповеди вы ведь различаете действие и самого себя – человека, которое это действие совершил. Вы осознаете его как недостойное вас. То есть отделяете свою подлинную сущность от своего обусловленного существования и недостойного поступка, мотивом для которого может стать состояние аффекта, приказ, эмоциональная зависимость от группы… Да все что угодно. В этом случае можно практиковать сочувствие: его вызывает мотив действия, а не само действие. Поскольку обидчик является человеческим существом, он по определению заслуживает сочувствия и прощения. Даже если он пока не раскаялся.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    84 недели назад

Надо было спросить далай-ламу: Как удержаться от агрессии, когда вашу страну захватывают? Когда к вам в дом вломились? Когда на вас напали в подворотне.... и т.д. Агрессия агрессии рознь и большинства людей она подавлена, т.е. люди боятся ее проявлять, отсюда возникает внутреннее напряжение, которое базируется на ощущение несправедливости. А далай-лама безусловно носитель учения, но какого? то которое воспитывает терпил... профессионально. Удачи!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты