psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Наталия Ким
Наталия Ким
журналист, редактор Psychologies.

Домашняя работа

Делать домашнее задание за ребенка, конечно, непедагогично. Но иногда поступиться своими принципами приходится даже самым психологически подкованным мамам.
alt

Итак, в моей личной книге судеб появилась новая, весьма драматичная запись: 29 января 2013 года я совершила преступление против себя, наступив на вопящие от ужаса и негодования собственные принципы: впервые в жизни я сделала домашнее задание за свою недоросль, точнее, своего недоросля. По «окружающему миру».

Моим родителям вовсе не было все равно, как я учусь, но поводов переживать как-то не случалось, потому что до 7-го класса я носила в дом исключительно пятерки, да и в старшей школе, хоть и перестала быть отличницей, не доставляла маме-папе никаких забот, связанных с процессом обучения. Со своими обеими дочерьми я тоже не знала, что такое «сидеть рядом и делать вместе уроки», мне, кажется, даже в голову не приходило поинтересоваться тем, как они сделали «домашку» и сделали ли они ее вообще. Я ведь судила по себе и в отношении своих девиц не ошиблась. Нет, я не мать-кукушкоехидна, я могла по их просьбе послушать, как выучили стишок, поглядеть сочинение на предмет ошибок — «вижу три ошибки, сама поищи, вот молодец, лопай конфетку», но это максимум. Мне такой расклад казался естественным и единственно возможным развитием событий, а причитания и жалобы некоторых мамочек («вы не понимаете, какая мука, он вообще ничего не делает, если я не сижу рядом, ноет, валяется на полу, все время жалуется на голод, холод, головную боль, отвлекается, не слушает, задает вопросы невпопад, я злюсь, он ревет или зевает, мы по пять часов сидим и бьемся, я скоро сойду с ума») снисходительно расценивала как неумение «грамотно построить младенца», иногда небрежно (и несколько самодовольно, чего там скрывать, ха-ха-ха) роняя: «Да, надо же, у нас таких проблем нет, прям мне удивительно вас слушать...»

Когда народился сын, стал расти и вылупляться в личность, я начала подозревать, что с ним, пожалуй, придется поотдуваться за все беспечно прожитые без совместных просиживаний за школьными уроками годы, но когда он пошел в школу и вопрос «домашки» перестал быть абстрактным, я поняла, что не представляла себе масштабов бедствия. К тому моменту я уже несколько лет проработала в Psychologies и собственными руками написала стопицот статей на тему детей, детства, детской психофизиологии, ращения, обучения и т.д.; прекрасная книга Еремеевой и Хризман «Мальчики и девочки — два разных мира» была настольной, подподушной и всумочной (особенно потому, что этот конкретный мальчик — левша, плюсуем еще сколько-то процентов на трудности с прописями и чтением) – короче, я была предупреждена и вооружена...

Юра валялся, дрыгал ногами, грыз карандаши, висел на мне всей тушкой, ныл, просил еды, воды, прогулки, ванной, жаловался на головные и прочие боли, имитировал обмороки, прятался в шкафу и баке с грязным бельем, нарочно забывал портфель в школе — сейчас всего и не перечислить, но когда уже он бывал с боями усажен за стол, то начинался аттракцион под названием «а я такой маленький-маленький дурачок, меня нельзя обижать, меня надо пожалеть и помочь мне дописать эту палочку, вон тот крючочек и еще раскрасить этот грибочек». Он, конечно, совсем не дурачок, просто ему очень приятно проводить время с мамой, которая уделяет это время только ему, не отвлекаясь на такие мелочи, как работа, сестры, и прочую суету. Понимая все механизмы этого безобразия, я была строга и неподкупна, мы вели разговоры и выстраивали логические цепочки, процесс приготовления уроков действительно растягивался на часы, я мысленно горько каялась перед всеми теми мамочками, но продолжала быть последовательной и суровой. Мы уставали, выматывались и снова боролись на тему «кто кого». Но 29 января я сломалась, в час ночи все-таки уложила ликующего сына и сама раскрасила карандашами задание по «окружающему миру».

Я надеюсь, что родительское сообщество простит мне это. Я обещаю больше так не делать. Я найду рычаги и освою новые подходы «к станку». И прежде чем кто-нибудь бросит в меня камень, пусть прочтет нижеприведенный диалог — к тому моменту шел пятый час битвы:

– Юра... окружающий мир... тут вот, в учебнике, надо на вопросы ответить. Как можно узнать, что Земля круглая?

Лежит на полу, лениво тычет пяткой в сторону глобуса.

– Я тебя спрашиваю, ну?..

– Наааадооо посмотрееееть на глооообуууус...

– А если у тебя нет под рукой глобуса?

– Купиииииить глооообууус....

– Ну я серьезно же!

– Я устаааааал... Ну хорошо, надо слетать в космос.

– Прекрати жрать бумажку!!! Как движется Земля?

– Я еееесть хочууууу... (Видит мои сверкающие бешенством очки, садится.) Нуууу онаааа движется там куда-тооо... или не двииижется... и воообщееее.... (бодренько) я вот сегодня на тренировке так Никите дал по протектору, что он упал, но он не ревел, потому что у меня же пояс...

– !!!

– (Торопливо.) Ну Солнце движется вокруг Земли. Точнее, это Земля вокруг. Ну. Солнца. И вообще это все фигня и шляпа. Вот Бетельгейзя...

– ?!?!?

– Бе-тель-гей-зя! Она большая, больше солнца этого твоего дурацкого. Маааам, ты тут не докрасилааааа окияяяяяян на глобусееее...

читайте также

Братья и сестры: откуда столько вражды?

Мальчики и девочки

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Мой сын в 3 кл. и я уже хватаюсь за голову. Не знаю как ребенка заинтересовать учебой, учиться совершенно не хочет, нет никакого желания.
Psy like0

Вот и на меня благодать снизошла! Теперь буду меньше жучить, хотя как знать, иногда даже в режим укладываемся :)
Psy like0

Читала и каждое слово отзывалось в душЕ, ура, я не одна! Про своего мальчика писала тоже, если интересно, можно почитать. ;) www.scrapmuss.wordpress.com/2012/09/28/homework/ Спасибо за статью!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье