psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Марк Кингуэлл
Марк Кингуэлл
(Mark Kingwell), профессор философии в Университете Торонто (Канада). Занимается теорией политики, философией искусства и дизайна.

Новый ход в бесконечной игре

Привычный, рутинный, расписанный от и до день будет другим, если мы позволим себе... играть.
Женщина танцует в постели ФОТО Getty Images 

Игра для нас – выход из обыденности. Обычно мы стараемся рассчитывать свое время: его можно потратить зря, использовать правильно, сэкономить, недаром говорят «время – деньги». Но в игре время становится бесконечным, открывается, как неисчерпаемое богатство. Когда мы увлечены игрой, мы не замечаем, как оно течет. Игра – еще и выход за пределы своих возможностей, подъем на новую ступень развития. Это верно для всех живых созданий, с самого начала жизни. Животные в игре находят свое место в стае, дети осваивают новые навыки, в том числе в сфере общения. Процесс ухаживания, постепенно сближающий пару, тоже сравним с игрой. Выход из обычного времени, выход из обычного пространства…

читайте также«Быть взрослым – роль, в которой нужно себя сочинять»

Конечные игры предполагают завершение, финал, который определяет ход и значение игры. Типичный пример – спортивные игры. Пространство в них устроено специальным образом: футбол, хоккей, баскетбол требуют ограниченного и размеченного поля. Время же в этих играх – обычное, хронологическое. Хотя спортивные игры строго регламентированы, в них есть элемент неожиданности: игроки полагаются не только на свое мастерство, но и на удачу. Никогда не известно, какая команда победит заранее, иначе следить за игрой было бы неинтересно. В конечной игре правильный ход – тот, который приближает ее к завершению. А вот в бесконечной игре правильный ход позволяет ей продолжаться дальше. Эти игры открыты в будущее, они не ограничены во времени. Бесконечные игры идут не ради победы: они возвращают нас в раннее детство, когда мы играли просто потому, что это было так здорово!

Типичный пример бесконечной игры – танец. Танцуя, мы переселяемся из привычного мира в мир музыки, ритма, движения, ощущений от собственного тела, и возвращаемся из этого короткого путешествия обновленными. Прочие искусства – театр, живопись, музыка – тоже примеры бесконечной игры. Они позволяют нам расширить поле своих возможностей, выйти за пределы привычного представления о себе. Всю жизнь человек считал, что существует лишь семь цветов спектра, – но вот увлекся живописью и постепенно с удивлением понимает, что видит десятки оттенков.

читайте досье

Боимся ли мы быть взрослыми?

Игра – это пространство роста, которое открыто нам всегда, даже если детство закончилось. Рабочие будни расписаны по минутам, выходных едва хватает на домашние дела – как найти лазейку, если мы давно уже не дети и взрослая жизнь активно заявляет на нас свои права? Можно подойти к игре со всей серьезностью, которой она заслуживает, и включить ее в число своих приоритетов. Выделить хотя бы час в день и посвящать его любимому творческому занятию. Найти игровое измерение в привычной и даже рутинной работе. Утром, открывая глаза, говорить себе: «Сегодня у меня будет время поиграть». И день будет другим…

M. Kingwell «Happiness and the Art of Play». Доклад на психологической конференции «Исцеление и процветание через смысл», Торонто, июль 2012 года.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье