psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Светлана Кривцова
Светлана Кривцова
экзистенциальный психотерапевт, директор международного Института экзистенциального консультирования и тренинга, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова.

PSYCHOLOGIES №117

Дэниел Сигел и Тина Брайсон «Дисциплина без драм»

Как развивается эмоциональный мозг здорового ребенка? Как он учится контролировать свое поведение? Об этом стало известно только недавно, с появлением специальной аппаратуры (в частности, фМРТ), позволившей проводить самые сложные исследования мозга.
Девочка в прыжке ФОТО Getty Images 

И вот теперь психиатр Дэниел Сигел, много лет посвятивший проблемам дисциплины, регуляции ребенком своих эмоций, рассказывает об этих открытиях.

Вот, например, что происходит, когда ребенок закатывает истерику? Оказывается, возбуждается древний продолговатый отдел мозга, так называемый «мозг рептилии», и пока он возбужден, более молодые корковые зоны не работают, ожидать самоконтроля бессмысленно. Ребенок сможет управлять собой только после того, как мозг (точнее, его вертикальная и горизонтальная структуры) снова заработает гармонично. Но родители, не встретив понимания со стороны ребенка, часто сами превращаются в обиженных детей, полагая, что он «делает нарочно». А тот просто не может совладать с собой!

читайте такжеДэниел Сигел: «Майндсайт – вроде умения видеть в темноте»

Спокойная и рассудительная мама будет терпеливо учить его контролировать свои порывы, справляться с гневом, вместо того чтобы стыдить его за безобразные выходки. Но что, если терпение подводит? Что, если мы в стрессе превращаемся в тех строгих, а порой безжалостных воспитателей, которые воспитывали когда-то нас? Тогда нужны новые привычки, опирающиеся на то самое авторитетное и неоспоримое знание, которым и делятся авторы этой книги. Дэниел Сигел и Тина Брайсон с примерами и очень реалистичными выводами объясняют, как вести себя в конфликтах с детьми, как привить им дисциплину, избегая наказаний. Оказывается, это нормально, если ребенок в четыре года не понимает приказа: «Остановись вон у того места!» Но как тогда ему сказать, что на проезжую часть выходить нельзя? Это Сигел тоже подробно объясняет.

Еще один любопытный факт. Все знают, что детям нужна не только твердость, но и поддержка. Многие понимают это так: поругал, потом успокоил. Или: хвалим только за хорошее поведение, а за плохое ругаем, – а как же иначе? Нас именно так и воспитывали. Авторы предлагают иную формулу: сначала прижать к груди, вытереть слезы, установить контакт, а потом уже обсуждать, как надо было сделать и кто виноват. Эта последовательность – не прихоть авторов, а жесткая, не отменяемая нашей волей логика работы мозга. Знание которой, несомненно, поможет многим взрослым растить уверенных в себе и нежно привязанных к ним детей».

Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер

Дэниел Сигел – нейробиолог и психиатр, профессор Медицинской школы при Калифорнийском университете (США). Директор «Института майндсайта» – центра обучения межличностной нейробиологии, автор нескольких книг, среди которых «Майндсайт» (МИФ, 2015). Тина Брайсон – его ученица, детский психотерапевт.

«Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер».
Перевод с английского Натальи Кияченко. Альпина нон-фикшн, 318 с., 2016.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье