psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Николай Крыщук
Николай Крыщук
писатель, лауреат нескольких литературных премий, автор книг прозы и эссе, одна из последних – «В Петербурге летом можно жить» (Лимбус пресс, 2014).

Ад – это другие

Есть летучие фразы, авторство которых стирается в памяти – настолько всеобщим представляется их даже не вполне понятное содержание. Например, что хотел на самом деле сказать Сартр, когда произнес: «Ад – это другие»?
alt

Есть летучие фразы, авторство которых стирается в памяти – настолько всеобщим представляется их даже не вполне понятное содержание. Меня, например, как и многих, долгие годы преследует афоризм: «Ад – это другие». После многочисленных отсылок к Камю и Ницше выяснил, наконец, что автор его Жан-Поль Сартр. Виктор Пелевин по поводу него сказал: «Это поистине удивительные слова – редко бывает, что такое количество истины удавалось втиснуть в одно-единственное предложение». Однако в чем смысл бессмертного изречения, не объяснил и он. Недавно в интернете попалось мне объяснение самого Сартра. Вот уж с чьим толкованием нельзя не считаться. Приведу его в корявом, как он сам признается, переводе анонимного автора (с сокращениями):

читайте такжеВидеть себя вне стереотипов

«…фразу «Ад – это другие» всегда понимали неправильно. Все думали, будто бы ей я хотел объяснить, что наши отношения с другими всегда испорчены, что это – сущий ад. Но я подразумевал… что если наши отношения с другими искажены, повреждены, то другой человек может быть только адом. Почему? Потому что в глубине других людей скрывается самое значимое, что есть у нас, – наше самосознание…Во всем, что я рассказываю о себе, что я в себе ощущаю, есть толика суждения окружающих. Следовательно, если мои отношения с другими плохи, то я полностью от них завишу и на самом деле это означает, что я попадаю в ад. В мире довольно много людей, которые находятся в аду, потому как они слишком сильно зависят от чужих суждений…

Еще я хотел сказать, что эти люди не похожи на нас… Я хотел показать, что многие люди точно погрязли в устоявшихся привычках, обычаях, что они носят в себе суждения, от которых они страдают, но даже не думают их менять. Такие люди словно мертвы, потому что они не могут выбраться из круга своих забот, привычек и интересов, и, таким образом, они часто становятся жертвами чужих суждений».

читайте такжеКогда стандарты не имеют значения

Вот, оказывается, что: Сартр полагал, что мы находимся в кругу расхожих суждений, мертвых, стереотипных предположений о мотивах нашего поведения. На самом деле мы – другие, и мотивы поведения у нас другие. А нас судят тюремно, предполагая худшее и общее. Они не учитывают наш благородный порыв, нашу сокрытую от мира любовь, привязанность к голосам, лицам и деталям, нашу чудесность.

Все это реально, реально и серьезно. Собеседник ловит тебя на пошлой мысли и на пошлом интересе, которых не было и в помине. Так в производственном или школьном коллективе определяют вора и не умеют извиниться, если ошиблись. А тот остается с военной раной в душе, а именно с убеждением, что все люди таковы и все отношения таковы. Его навсегда испортили ложным обвинением, он теперь с подозрением относится к мыслям и чувствам другого порядка.

Однако главное, на мой-то взгляд, в том, что сознание другого человека устроено действительно иначе. Мы все друг по отношению друга в некотором роде инопланетяне. Общее в индивидуальных переживаниях есть, на этом и строятся цивилизованные, может быть, христианские отношения. Каждый испытывает боль, страдает от одиночества, хочет любви и понимания, боится смерти, стремится к красоте и комфорту. Если будем коммунально помнить об этом, отношения станут более терпимыми, может быть, даже дружескими.

Но другой – все равно другой. Не той хочет любви, не так понимает справедливость, от другого испытывает комфорт. Расскажу историю, для меня очень сильную, потому что она произошла с моими друзьями.

Мы знакомы с детства. Как-то раз поехали тремя семьями отдыхать с детьми под Одессу, в поселок Санжейка, воспетый Паустовским. Это была молодость, мы все, казалось, хотели одного, жили одним, читали одни и те же книги, и представления у нас были общие.

читайте такжеЗачем нам нужны стереотипы?

Первое препятствие возникло, когда скидывались деньгами на неделю. Достаток, оказывается, был разным. Но мы же друзья – как-то договорились. Потом, не помню уже по какому веянью, решили вдруг устроить арбузный день. То есть сегодня едим только арбузы. Может быть, дачная красота замысла нас и соблазнила. Дети откликнулись, конечно, с энтузиазмом, но довольно скоро поняли, что эта высота намерений им не по силам и не по нраву. Однако держимся общим решением. Подбадриваем друг друга, иронизируем сами над собой.

И вдруг случайно видим (дом большой, много комнат, комнатенок и коридоров), что один из наших детей приканчивает яичницу. Этот пустяковый эпизод был равен катастрофе. Нарушена договоренность. Как же так? «А Денис проголодался». Все проголодались. Мы и сами думали, что пора закончить этот эксперимент. Но давайте закончим вместе, так же весело, как он начинался. А так что же получается? Наши дети ходят с вызывающим выражением лица, как совершающие подвиг, а ваш плохиш уплетает тайно яичницу с колбасой. Ерунда, конечно, дело обыденное, ситуация бытовая. Но запомнилось крепко. И главное: никто ничего особенно дурного, в общем-то, не совершил. Просто люди мы разные.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


....просто мы люди разные, но каждый судит личность другого "по себе", отталкиваясь от личных этических и эстетических установок....А при отсутствии терпимости + нежелании понять мотивы действия другого человека, частенько и возникает ад, который менее высокопарно еще обзывается раздражением, а в сильно запущенной форме - разочарованием..
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье