psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Николай Крыщук
Николай Крыщук
писатель, лауреат нескольких литературных премий, автор книг прозы и эссе, одна из последних – «В Петербурге летом можно жить» (Лимбус пресс, 2014).

Ваш ребенок вундеркинд?

Что делать, если у ребенка есть явный талант? Как помочь его развить, не лишая ребенка детства?
alt

Чувство гордости овладевает родителями еще до рождения ребенка. С появлением младенца оно получает реальную пищу: рано заговорил, рано пошел, всем улыбается, с характером, сообразительный… Дальше – больше. У ребенка начинают проявляться те или иные способности, он считает в уме, или прекрасно рисует, или поет песенки собственного сочинения, или с ходу овладевает плаванием. Родители наперебой рассказывают о своих успехах друзьям и коллегам, те выслушивают с вежливостью и наигранным восторгом. Потому что, известно, все сводится к фразе вроде: «Не потому что мой, а просто гениальный». Впрочем, когда у друзей и коллег появляются свои дети, история повторяется.

Это естественно, и пусть даже наиболее критически настроенные посмеиваются над собой, все же гордость и радость и у них настоящие, по-человечески трогательные и понятные.

Проблемы начинаются, когда у ребенка обнаруживаются и впрямь необыкновенные способности. Окружающие уже не из вежливости, а всерьез подтверждают: «Вундеркинд!» Дальше идут советы: показать специалистам, отдать в школу олимпийского резерва, в математический, в музыкальный или просто в интернат для особо одаренных детей и пр. Кто-нибудь из родителей решает в ущерб собственной карьере заняться образованием ребенка по особой программе.

Какой из этих вариантов выбрать – дело, разумеется, родителей, я же поделюсь только несколькими соображениями.

Есть случаи, не такие уж редкие, когда родители словно бы не замечают очевидного дара ребенка. В таких семьях процветает педагогический прессинг: делай как я, иди моим путем, ценно вот это, а не это. У меня был друг, одареннейший музыкант. Но родители были убежденными технарями. Он искренне воспринял их убеждение, что музыка – это так, забава, а жизнь надо посвятить делу. К тому же дело дает надежный кусок хлеба. Ничего как будто страшного не случилось, он стал хорошим инженером, но мы до сих пор вспоминаем его чудесные музыкальные композиции и песни. Бог знает, какого музыканта мы потеряли!

читайте такжеМой ребенок гениален?

Та же, то есть обратная, ситуация в семье родителей гуманитариев. Что с того, что сын в шесть лет, как Джон фон Нейман, делит в уме шестизначные числа? Значит, хорошая память. Пусть учит языки и читает Шекспира в подлиннике.

Не меньше проблем ожидает и тех, кто относится к одаренности своего ребенка с обожанием и страстью. Ученые, изучающие истории вундеркиндов, склонны сегодня утверждать, что у большей части одаренных детей и вся жизнь потом наполнена выдающимися достижениями, а версия, что дар, проявившийся в детстве, потом внезапно исчезает, – миф. Но, во-первых, даже из их подсчетов видно, что удачно складывается судьба примерно у двух третей одаренных детей. Если ваш ребенок попадет в эту одну треть, разочарование и удар по самолюбию будут ничуть не менее болезненны, а то и катастрофичны. Кроме того, статистика в части выдающихся людей, скорее всего, безупречна (Моцарт и Бетховен, Эварист Галуа и Гаусс остались в истории, и факт их ранней одаренности зафиксировать не трудно), но вряд ли можно ручаться, что в руки исследователей попали данные обо всех вундеркиндах. Это значит, что соотношение удачных и неудачных судеб может быть совершенно другим.

История подтверждает, что перспективы развития рано проявившегося дара наиболее реальны в математике и музыке. В спорте или, допустим, в вокале гарантий уже меньше. Еще меньше их в живописи и рисовании. В литературе они практически равны нулю (исключительная судьба гениального и несчастного Артюра Рембо только подтверждает правило). Мне по жизни не раз встречались необычайно храбрые и яркие дети-сочинители. Ни один из них не стал потом даже средним литератором. Впрочем, об этом же говорит и история: ни Пушкин, ни Блок вундеркиндами не были. В детстве оба они были детьми вялыми и замкнутыми. Гений Пушкина «выстрелил» в 16 лет, но это уже называется «ранний дебют».

Короче, нет никаких сомнений, что к дару надо относиться уважительно, поощрять его, помогать ему, и гордиться талантливым ребенком вполне естественно. Но нельзя, на мой взгляд, ранний дар делать ставкой не только своей жизни, но и жизни ребенка.

читайте такжеЕсть ли у вас харизма?

Во-первых, как я уже говорил, по-всякому может обернуться. Во-вторых, это способно породить в ребенке комплекс избранности, который ведет за собой эгоцентризм, нетерпимость, пренебрежение ближним. Мало того, что это дурные человеческие качества, они еще и сильно осложнят жизнь человека при любом дальнейшем раскладе. Этот рецидив романтического сознания сегодня вызывает однозначно отрицательную реакцию. Гений, выросший естественным путем, а не в условиях домашнего культа, как правило, человек демократичный.

Важнее, чтобы ребенок рос в атмосфере любви. Не только той, что направлена на него, но и любви, которая исходит от родителей по отношению к друзьям и соседям, ко всем окружающим, к миру в целом. Ведь судьба талантливого человека чаще всего трагична или, как минимум, несчастлива. Родители маленького вундеркинда об этом почему-то не задумываются. Прививка любви поможет ему в будущем, а любовное воспоминание может и спасти в трудную минуту.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье