psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Илья Латыпов
Илья Латыпов
гештальт-терапевт, доцент Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ). Ведет блог tumbalele в ЖЖ.

Как создать «настоящего мужчину»?

Разговоры о «настоящих мужчинах» набили оскомину – «Яндекс» выдает 18 млн ссылок по этому запросу. Есть идеальный «настоящий, натуральный», а остальные – это «мужчины, идентичные натуральному»?
alt

Общаюсь с молодым человеком тридцати лет. Вполне привлекательный внешне, энергичный и состоявшийся в своей профессии, он говорит, что не чувствует себя «настоящим мужчиной». Речь не о женщинах – мужчины относительно редко сомневаются в собственной мужественности рядом с ними. Гораздо чаще ощущение себя «недостаточно настоящим» посещает в присутствии других мужчин. Мне интересно: на фоне кого он чувствовал себя «мальчиком, недомужчиной»? Оказалось, это ощущение его настигало рядом с людьми, похожими на представителей криминального мира. Уличные «философы» в кепках, задающие проходящим мимо подросткам вечные вопросы: «Ты кто по жизни?» и «Ты с какого раёна?», для успешного молодого человека оказались эталоном мужчины. «Я вижу эти бритые головы, наглый оценивающий взгляд и внутренне съеживаюсь. Стыдно признаться, но в этот момент я хочу их одобрения, хочу, чтобы они подумали – во, нормальный мужик!»

Уже не в первый раз интеллигентные молодые мужчины говорят мне о похожем. Такая вот получается «настоящая мужественность», которая чаще всего сводится к двум простым правилам: «не будь как баба» и «не будь как гомик». Р. Брэннон добавил к этому списку «норм традиционной маскулинности» еще два пункта: «не проявляй слабости» и «будь крутым». Те, кто старательно следовал этим пунктам, ощущались как «настоящие».

Проблема в том, что чем более мужчина развит в интеллектуальном и эмоциональном плане, тем сложнее ему упрощаться. Если следовать традиционной, уголовно-криминальной «мужественности», то мужчина, получается, складывается из доминирования и подавления, а эмоциональность, мягкость, нежность отбрасываются в угоду откровенно социопатическому образу. Распространившаяся в России уголовная лексика еще больше закрепила: «настоящий – значит доминантный». Очень кстати пришлись шимпанзе как пример «правильного устройства общества» – с альфа-, дельта- и омега-самцами, жесткой иерархией.

При существовании стереотипного образа мужчины (да и женщины тоже) удел тех, кто в него не вписывается, но разделяет этот образ, – стыд и страх разоблачения (ты вынужден притворяться «настоящим», даже если в реальности эмоционален и мягок). Стыд – ощущение собственной ничтожности, неправильности. Противостоять стыду от собственного несоответствия чьим-либо стандартам может противоположное ему чувство – гордость, переживаемая как ощущение личной причастности к тому, что является для тебя ценным и уважаемым. Стыд сжимает, пытается заставить человека съежиться в самого себя, провалиться, исчезнуть. Гордость, напротив, расширяет, наполняет и даже раздувает в крайних своих проявлениях. Но гордость за что-то лично совершаемое или уже достигнутое позволяет противостоять внешнему давлению социальных стандартов и чужих ожиданий. «Мужская гордость» – ощущение своей причастности к совершению поступков, которые ты сам считаешь мужскими, и именно эти действия подкрепляют уверенность в собственной «настоящести».

Сравните: «Я делаю это, потому что иначе пацаны не поймут (жена назовет тряпкой) и мне будет стыдно», – и: «Я делаю это, потому что реализую собственные ценности и цели, и эта реализация дает мне ощущение состоятельности, в том числе как мужчины». Есть разница между этим двумя способами: в основе одного лежит стыд и стратегии его избегания, в основе другого – гордость и пути ее обретения.

читайте также«Парфен, не верю!», или Еще раз о самоидентификации

«Идентичность через стыд» – путь подражания тем, кто «знает, как правильно». «Идентичность через гордость» – обретение своего лица. «Скажите, каким должен быть мужчина?» или «Какие качества/действия ты считаешь важными для себя?» Можно искать образ для подражания (что нормально для ребенка, но странно для взрослого) и подгонять себя под него, а можно создавать свой образ, опираясь как на собственную личность, ее опыт, ценности и качества, так и на предлагаемые людьми образы.

Единственное, что объединяет уверенных в своей идентичности мужчин (будь это крупный ученый или мелкий преступник), – это уверенность в том, что они «поступают как мужчины» и гордятся этим. А содержание нередко оказывается очень и очень разным. Сила заключается в их абсолютной уверенности, что именно их способ жить – правильный. Если не противопоставить внешнему давлению со стороны этих «стандартов» осознание своего способа жить и действовать, то неизбежно «сдувание», проваливание в стыд и ощущение несостоятельности. Настоящего мужчину в себе приходится созидать самому, опираясь на осознание собственных ценностей, волю к их реализации и гордость от того, что ты это делаешь.

Впрочем, как мне кажется, это касается не только мужчин.

читайте такжеО самовосприятии
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье