psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Вадим Левин
Вадим Левин
поэт, кандидат психологических наук, член Союза писателей Москвы, автор стихов для детей (самый известный сборник – «Глупая лошадь», Махаон, 2010) и книги для родителей «Между нами» (совместно с Ренатой Мухой, Октопус, 2009).

«Сохранить в ребенке читателя»

Вадим Левин прочитал для нас книгу Даниэля Пеннака «Как роман».

«Эта маленькая книжка называется «Как роман» и читается как роман. Ее автор – писатель и педагог, который любит литературу и умеет открывать детям радость чтения. Он же – один из главных героев этой книги. Второй герой – я, читатель, которому важно понять, почему современные дети не хотят читать. Мой вывод очевиден: книга требует понимания, напряжения ума, а кино, телевидение, компьютерные игры воспринимаются глазами, без усилий. Но автор Даниэль Пеннак не согласен с очевидным!

alt

Даниэль Пеннак (Daniel Pennac) – известный французский писатель, много лет проработал учителем литературы в обычной школе в спальном районе Парижа. Его книги переведены на 26 языков, а (анти)педагогическое эссе «Как роман» перевернуло сложившиеся представления о том, как нужно преподавать словесность, чтобы дети хотели читать.

Д. Пеннак «Как роман», Самокат, 160 с.

Он вмешивается в мои рассуждения и цитирует: «Чтение – бич детства и почти единственное занятие, которое мы для него находим… Ребенку не слишком интересно совершенствовать инструмент, посредством которого его мучают…» Это писал Жан-Жак Руссо в ХVIII веке, когда кино и компьютера еще и в помине не было. Выходит, мои обвинения эпохе – это самооправдание. Наверно, я не сделал чего-то, чтобы ребенок увлекся чтением, получил от него удовольствие. Но что именно я должен делать? Пеннак-педагог не дает методических инструкций: дети и ситуации так разнообразны, что на все случаи жизни рецептов не напасешься. Он возвращает меня в детскую комнату, где я читаю ребенку сказку перед сном. Мы вместе радуемся ей. И друг другу! Нам хорошо втроем. А потом наш тройственный союз (дитя – взрослый – книга) почему-то распадается. Почему? Думаю. А тем временем писатель Пеннак приглашает меня в класс учителя Пеннака. В классе тридцать пять подростков, изгнанных из центральных школ за неуспеваемость. «Само собой разумеется, они не любят читать. Слишком много слов в книгах. Страниц тоже. И вообще слишком много книг». Я знакомлюсь с этими разными подростками и чувствую, что все они мне симпатичны, хотя ершисты, а то и грубы. А через десяток страниц они уже увлечены чтением. Да, я видел своими глазами, как они становились и стали читателями. Пеннак знает радость чтения и умеет поделиться ею. А смогу ли я?..

ОН НЕ СОГЛАСЕН С ОЧЕВИДНЫМ! НО ЗНАЕТ РАДОСТЬ ЧТЕНИЯ И УМЕЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ ЕЮ.

Книжка Даниэля Пеннака не только увлекательна и щедра на добрые чувства. Она поучительна. Но учит не советами, а вопросами, которые возникают при чтении. Один из них очень хочется вернуть коллеге-педагогу: «Неужели это неизбежно – терять в ребенке читателя, чтобы потом в подростке взращивать его повторно?»

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье