PSYCHOLOGIES №1

Новый люкс

Ко всему тому, что мы называем роскошью: излишествам, неоправданным расходам, показной щедрости, – человечество было неравнодушно во все времена. Наши дни – не исключение.
Новый люкс

Хотя в прежние годы и эпохи она отождествлялась скорее с демонстрацией собственного статуса, богатства, высокого ранга в общественной иерархии, нежели с личными вкусами человека. Сегодня же мы наблюдаем разрушение подобных институциональных рамок и коллективных стандартов: на наших глазах зарождается (особенно это заметно в Европе) новое отношение к роскоши. Покупая товары класса люкс, все больше людей стремятся прежде всего испытать эстетическое наслаждение, побаловать себя, ощутить мгновения счастья.

Именно индивидуальная, неповторимая природа каждого человека и его самоощущение, похоже, все больше определяют наши взаимоотношения с такими понятиями, как «роскошь» и «люкс». Новый люкс – это роскошь с психологической мотивацией. Мы все дальше продвигаемся в сторону «роскоши для себя», ориентированной на поиски новых ощущений и удовольствия – эмоционального, эстетического, чувственного. Мы хотим пережить незабываемый, исключительный опыт: подарить себе роскошный ужин в знаменитом ресторане, провести ночь в роскошном отеле, побаловать себя изысканным украшением...

Мы чувствуем потребность уйти от царства одноразовых, эфемерных ценностей

Конечно, появление этой тенденции не означает, что стремление к элитарности у нас исчезло. Оно сохранилось, но проявляется теперь иначе: покупка предмета роскоши дает нам возможность прежде всего восхищаться самими собой. В такой покупке, как утверждал Ницше, есть «удовольствие от осознания собственной инаковости», удовольствие чувствовать, что ты не такой, как другие.

С другой стороны, в стремлении к роскоши проявляется наша изначальная потребность в постоянстве. В страсти к самым прекрасным вещам на самом деле скрыто и желание, чтобы не все в этом мире было обречено на исчезновение. Мы чувствуем глубокую, почти что духовную потребность уйти от всеобщего царства одноразовых, эфемерных ценностей и товаров.

Мне думается, в этом смысле роскошь близка к любви. Как и любовь, роскошь – это вызов тому, что «все течет, все изменяется». Оба этих феномена порождены жаждой вечного. Быть может, там, где особенно явно проявляются наши материалистические желания, находит выражение и нечто возвышенное: роскошь – это, конечно, метафизика времени, минутного удовольствия… но еще и метафизика вечности.

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты