psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Александр Лобок
Александр Лобок
психолог, доктор психологических наук, профессор Института психологии Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ, Екатеринбург).

«Жизнь как усилие к свободе»

Александр Лобок прочитал для нас книгу Карла Ясперса «Философия»
alt ФОТО Getty Images 

Карл Ясперс (Karl Jaspers, 1883–1969)

alt

Выдающийся немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. Автор многих книг, среди которых – фундаментальный труд «Общая психопатология» (Практика, 1997). Его «Философия» (1932) впервые переведена на русский язык.

Карл Ясперс «Философия», Книга 1 «Философское ориентирование в мире», 384 с., Книга 2 «Просветление экзистенции», 448 с., Книга 3 «Метафизика», 296 с.

Канон+

Советского человека долгое время пытались уверить, что история философии – это не что иное, как восхождение от «неправильных» философских взглядов ко все более правильным и, в конечном счете, к «единственно верным» – тем, что изложены в учебнике под названием «Основы марксистско-ленинской философии». Однако на самом деле философия – вовсе не сумма универсальных истин, но нечто прямо противоположное. Это не готовое знание, а предельная вопросительность человека к себе и к миру. Нечто, рождающееся в нас как внутреннее усилие, как напряженный поиск.

Нет и не может быть единой философии «на всех», но есть философские миры и их сложное взаимодействие. Каждый из них является истинным или правильным ровно в той степени, в какой его автору удается развернуть напряженный диалог между своей уникальной «экзистенциальной ситуацией» (ситуацией, в которой человек обнаруживает свою самость, свое неповторимое «Я») и миром.

О том, как этот диалог складывается, развивается, и написал свою книгу Карл Ясперс. Он размышляет о том, как и почему мы пытаемся найти себя-бытийного – то есть такого, для кого жизнь оказывается не фальшивым слепком предуготовленных кем-то схем, а процессом обнаружения своего «Я», усилием к свободе. Подлинное философствование – это всегда осознание своего предельного одиночества перед миром. Бытие – это всегда только мое бытие. Только в этом случае я строю свою истинную жизнь, а не некую сумму симулякров, подделок, в которых неотличим от прочих.

В этом трудном опыте определения в мире границ и возможностей своего «Я» и состоит суть того, что можно называть «философским ориентированием в мире». И лишь в той мере, в какой у человека есть этот опыт (всегда незаемный, всегда собственный!), он оказывается способен вступать в диалог с иными философскими мирами – в частности, с теми, о которых рассказывают учебники по истории философии…

Книга Ясперса – это в известной степени оправдание философии, которая с прагматической точки зрения абсолютно безрезультатна. Он объясняет, откуда вообще возникает у человека потребность философствовать, какова ее природа и к каким последствиям для общества эта потребность ведет. И эта книга будет интересна всем, кого интересует, как устроена «тонкая мускулатура» культуры – ее философская «мускулатура», которая позволяет этой культуре быть по-настоящему живой, подвижной и продуктивной.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье