psyhologies.ru
тесты

Преодолевая вертикаль

«Я завидую людям, которые добились в жизни большего, чем я. Меня беспокоит, если кто-то занимает более высокую позицию, лучше учится, больше зарабатывает, у кого-то лучше складывается личная жизнь…» Слышать такое порой приходится от людей вполне состоявшихся, и в основе их переживаний всегда лежит сравнение. Сопоставляя себя со знакомыми и близкими, они невольно испытывают раздражение… за которым нередко следуют уныние, разочарование в собственных силах.

Я завидую людям, которые добились в жизни большего, чем я. Меня беспокоит, если кто-то занимает более высокую позицию, лучше учится, больше зарабатывает, у кого-то лучше складывается личная жизнь…» Слышать такое порой приходится от людей вполне состоявшихся, и в основе их переживаний всегда лежит сравнение. Сопоставляя себя со знакомыми и близкими, они невольно испытывают раздражение… за которым нередко следуют уныние, разочарование в собственных силах.

Высокие оценки, высокая зарплата, карьерный рост, высокая позиция – вертикальная модель оценки себя и окружающих задается уже на уровне языка. Складывается впечатление, что в мире существует некая общая для всех Лестница Успеха, карабкаться по которой – неизбежный удел каждого. Глядя вверх и видя на следующей ступеньке кого-то из знакомых, мы испытываем тревогу: раз кто-то нас обогнал, значит, наши шансы на победу уменьшаются.

«ЧЕГО ОТ МЕНЯ ОЖИДАЛИ РОДИТЕЛИ, ЧЕГО ТРЕБУЕТ СОЦИУМ, А ЧЕГО ХОЧУ Я САМ?»

Жить в вертикальном мире нелегко. Люди, его населяющие, – всегда конкуренты. В нем невозможно дружить и доверять, сложно радоваться чужим успехам, трудно ценить свои достижения, потому что всегда найдется кто-то, кто достиг большего. Но что ждет нас там, в конце лестницы? Какая награда ожидает «победителя соревнования»? Вероятнее всего, не совсем та, на которую мы рассчитывали, начиная восхождение, ведь эта виртуальная вертикаль, в отличие от наших сил, конца не имеет.

Как правило, привычка сравнивать себя с другими появляется в детстве и формируется в течение всей жизни. Модель успеха, которой снабдила человека родительская семья, со временем дополняется представлениями об успехе, существующими в обществе. Все эти жесткие императивы давят на нас, ограничивают наш выбор, не дают проявиться нашим собственным желаниям и предпочтениям. Вот несколько вопросов, которые мы можем задать сами себе для того, чтобы выйти за пределы этой схемы: чего от меня ожидают (или ожидали) родители, чего требует социум, чего хочу я сам и, наконец, насколько совместимы первое, второе и третье? Конечно, решение этой задачи – дело не одного дня. Но, решая ее, мы учимся расти относительно себя, а не других и в результате получаем возможность покинуть вертикальный мир. Таким образом мы учимся сами выбирать, с кем соревноваться, а с кем – сотрудничать, и обретаем собственную жизнь, в которой нет места зависти и тревожным сравнениям.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Все зависимы? От привычки до аддикцииВсе зависимы? От привычки до аддикцииСмартфон, работа, секс, игры... Мы все стали аддиктами? Каждый на что-нибудь подсел? Мы задаем этот вопрос себе – и вам. Попробуем понять, где граница между привычным удовольствием и зависимостью, и разобраться, почему мы в неравном положении перед лицом соблазнов. Все статьи этого досье
Все досье