Усомниться в своих убеждениях

Я обожаю эту мантру античных скептиков: на всякий аргумент разум может предложить контраргумент. Тем более что позу скептика легко соединить с эстетическим наслаждением. Тот факт, что истину невозможно найти, ни в коей мере не мешает наблюдать ее проявления….
Усомниться в своих убеждениях
ФОТО Getty Images 

Перед лицом потрясающего пейзажа мы можем спросить себя, указывает ли он на существование Бога-творца. Но у нас нет ни малейшей потребности в ответе, чтобы продолжать наслаждаться ярким просветом в затянутом тучами небе.

Мою любовь к скептицизму усиливает удручающий вид всех этих унылых господ, привязанных к своим убеждениям, вроде ревнивых мужей, которые делаются агрессивны в агрессию от ощущения паники. Она накрывает их, едва на горизонте замаячит убеждение, которое они не разделяют. Эта агрессия разве не указывает на присутствие неприятных сомнений, про которые субъект не хочет думать? Иначе зачем так кричать? И наоборот, любить мысль это, наверное, значит в то же время понимать, что в ней можно усомниться.

Признавать обоснованность сомнений и в самом сердце этого признания продолжать «верить», удерживать себя в убеждении, но в таком убеждении, в котором нет ничего болезненного; в такой вере, которая осознает себя как вера и перестает смешиваться со знанием.

Верить в свободу слова не мешает задаваться вопросом, все ли можно выражать

Верить в Бога означает в этом случае верить в Бога и одновременно в нем сомневаться, и ни сестра Эмманюэль1, ни аббат Пьер2 не могли бы это опровергнуть. Верить в такую безумную гипотезу, как Бог, не чувствуя ни крупицы сомнений: как можно видеть в этого что-то кроме безумия? Верить в республиканское правление не означает быть слепым к ограничениям этой модели. Верить в свободу слова не мешает задаваться вопросом, все ли можно выражать. Верить в себя не предполагает отринуть сомнения в природе этого «себя». Сомневаться в своих убеждениях: а что если это самая большая услуга, которую мы можем им оказать? По крайней мере, это та страховка, которая не даст скатиться в идеологию.

Как отстаивать республиканскую модель в эпоху, когда процветает консерватизм всех мастей? Не просто противопоставляя консерватору свои республиканские убеждения (это означало бы стать слишком на него похожим), но добавляя этому прямому противопоставлению другое отличие: не просто «я республиканец, а ты нет», но «я сомневаюсь в том, кто я, а ты – нет».

Я знаю, ты думаешь, что сомнения меня ослабляют. Иногда я даже опасаюсь, что ты прав. Но я в это не верю. Мои сомнения не уменьшают мою убежденность: они обогащают ее и делают более человечной. Они превращают жесткую идеологию в идеал, определяющий поведение. Сомнения не помешали сестре Эмманюэль биться за бедных, и биться во имя Божье. Не будем забывать также, что Сократ был выдающийся боец; а ведь он сомневался во всем и твердо знал только одно – что он ничего не знает.

1 Сестра Эмманюэль, в миру Мадлен Сенкен (Madeleine Cinquin, 1908–2008) – бельгийская монахиня, учительница и писательница. Для французов – символ борьбы за улучшение положения обездоленных.
2 Аббат Пьер, в миру Анри Антуан Груэ (Henri Antoine Grouès, 1912–2007) – знаменитый французский католический священник, основавший международную благотворительную организацию «Эммаус».
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты