psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Вадим Ротенберг
Вадим Ротенберг
психофизиолог, профессор Тель-Авивского университета (Израиль). Его сайт: rjews.net/v_rotenberg

Лечение демонстративности демонстративным безразличием

Как реагировать на детские капризы? В частности, на ту их разновидность, когда ребенок пытается добиться желаемого слезами и криком?
alt ФОТО Getty Images 

Этот незначительный, на первый взгляд, эпизод достоин внимания и обсуждения, потому что связан с основными проблемами воспитания, и не только в раннем детстве.

Трехлетняя девочка начала «проявлять характер». Если что-то было не по ней, она демонстративно ложилась на пол посреди салона и отказывалась вставать, несмотря ни на какие уговоры и требования мамы и игнорируя угрозы наказания. При этом она даже не удосуживалась объяснить, чего именно добивается и чем недовольна, – догадывайтесь сами.

В детский сад она не ходила, мама не работала и все время проводила с ней и ощущала повышенную ответственность за все происходящее с дочкой. Столкнувшись с таким поведением девочки, она сначала ласково убеждала ее встать, пытаясь догадаться, что вызвало этот ее протест. Иногда ей это удавалось, но при этом нередко оказывалось, что выполнить желания дочки не было никакой возможности.Мама начала паниковать. Она опасалась, и вполне обоснованно, что эта форма протеста и способ добиваться своего станет привычной формой поведения дочки, и не только с родителями. Но еще она боялась, что на холодном полу дочка простудится. От просьб и уговоров волнующаяся мама перешла к крику, угрозам наказания и самим наказаниям. Она лишала дочку обещанного: подарков, интересных поездок и прогулок, и в конце концов прибегла к физическим наказаниям, которых старалась всячески избегать: несколько раз сильно нахлопала дочь по попе, которой она лежала кверху. Дочка оказалась стойкой, она плакала, но не вставала. Мама впадала в отчаянье и порой выполняла неприемлемые, с ее точки зрения, требования дочки и потом корила себя за это, что усиливало ощущение беспомощности.

Интересно, что дочка лежала на полу совершенно спокойно, не скандалила и почти не двигалась, только следила за мамой.

читайте также8 шагов к пробуждению вкуса: как научить ребенка питаться правильно

Отец работал допоздна, и к моменту его возвращения конфликт обычно прекращался. Либо дочка добивалась желаемого, либо засыпала прямо на полу и мама переносила ее в кровать, а после пробуждения начиналась уже другая жизнь и новые впечатления и занятия.

Мама вскользь рассказывала отцу об этих происшествиях, но не хотела его волновать и надеялась справиться сама. Но как-то в выходной отец стал свидетелем этой своеобразной игры в «дочки-матери» и решительно вмешался. Он попросил маму никак на поведение девочки не реагировать. После этого он некоторое время походил по комнате, занимаясь своими делами и не обращая на дочь внимания, и для дочки это было совершенно непривычно – у нее с отцом были тесные отношения. Она приподняла голову и следила за отцом, было видно, что она ждет какой-то реакции, хочет обратить на себя внимание, но прямо к отцу не обращалась. И тогда отец, в очередной раз проходя мимо, спокойно и как бы между прочим сказал ей: «Знаешь, ты здесь мне немного мешаешь». Он слегка передвинул ее, оставив на полу, и продолжил заниматься чем-то своим. Через несколько минут дочка встала сама, как ни в чем не бывало.

Что же произошло? Девочка убедилась, что ее поведение замечено, но не вызывает интереса. Все поведение мамы означало, напротив, что ее протест не просто замечен, но находится в центре внимания, и этого было достаточно, чтобы продолжать такое поведение, – возможность влиять на маму составляло основной его смысл, кроме желания добиться своего, и перевешивала действие наказания. Когда отец вдруг начал ходить мимо, дочке вначале показалось, что он просто слишком занят своими делами и не замечает ее поведения, и она пыталась привлечь его внимание, но не открыто. Но когда он спокойно ее передвинул, она поняла, что замечена, просто папе ее поведение безразлично и оно потеряло смысл.

В поведении ребенка часто присутствует этот компонент – желание любой ценой быть в центре внимания, и не только для достижения какой-то конкретной цели, а чтобы быть главным. И если им это удается, это может закрепиться и стать потом основой демонстративного и асоциального поведения. Лучший способ борьбы с этой тенденцией – если это действительно тенденция, а не случайный поступок – это продемонстрировать ребенку, что его поведение замечено, но не производит никакого впечатления.

читайте также«У меня очень чувствительный ребенок»
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье