psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Вадим Ротенберг
Вадим Ротенберг
психофизиолог, профессор Тель-Авивского университета (Израиль). Его сайт: rjews.net/v_rotenberg

Почему полезно слушать музыку за рулем?

За рулем не нужно отвлекаться – это опасно. Поэтому, например, нельзя говорить по мобильному телефону. А вот музыку слушать даже рекомендуется. Объясняет психофизиолог.
Музыка помогает нам сконцентрироваться на дороге

В связи с обилием автодорожных катастроф вопрос о возможности разговора по мобильнику за рулем давно не обсуждается: разговаривать по мобильному нельзя. Такие разговоры действительно отвлекают внимание водителей от неожиданных обстоятельств, возникающих на дорогах и требующих немедленного точного реагирования. Эти разговоры опасны, даже если водитель не участвует в диалоге, а просто внимательно слушает собеседника.

Так что же, во время вождения вообще ничего нельзя слушать? Но многие мои знакомые, люди очень ответственные и старающиеся не нарушать обоснованных запретов, когда садятся за руль, часто включают любимые музыкальные произведения. Включают их не очень громко, чтобы музыка не мешала услышать какие-то внешние сигналы. Они утверждают, что любимая музыка не только не мешает им в процессе вождения, но даже помогает избежать аварии.

Что это – самовнушение, чтобы оставить за собой право на удовольствие? Думаю, что нет. Я верю моим друзьям, совсем не склонным к рискованным поступкам. Разговоры со знакомыми на полном ходу они действительно стараются не вести, сразу предупреждают, что за рулем, а в случае острой необходимости в таком разговоре останавливают машину. А музыку слушают на полном ходу и буквально живут этими впечатлениями.

читайте также«Ну кто так ездит!»

В чем же разница?

Речь – это словесная информация, адресованная нашему левому полушарию, которое отвечает и за логическое аналитическое мышление, за концентрацию внимания на конкретных деталях сообщаемого, с неизбежным ограничением внимания ко всему остальному, что не имеет прямого отношения к объекту восприятия и анализа.

А это значит, что все другие зрительные и слуховые впечатления в этот момент фильтруются и отодвигаются на задний план, чтобы не мешали самому главному – тому, на чем сосредоточен анализ. К таким «лишним» впечатлениям относятся и мелькающие за окном пейзажи, и звуки, и пролетающие мимо машины, и машины, внезапно замедляющие ход или съехавшие с полосы, и пересекающие дорогу люди. Все, что требует моментальной ориентации и быстрого «схватывания» множества разнообразных сигналов из внешнего мира, то, что обеспечивает точность и быстроту реакции, – все это не входит в функции левого полушария в процессе общения. Мозг занят полностью восприятием и обдумыванием сказанного.

Музыка и пение, напротив, адресованы правому полушарию. Они не нуждаются в анализе (если, конечно, их слушает не профессиональный музыкальный критик). Правое полушарие устроено так, что оно не концентрируется на чем-то ограниченном и конкретном и не разбирает мир на отдельные элементы, чтобы их проанализировать и выстроить в строго упорядоченную систему. Оно воспринимает мир как целое и открыто для всех его проявлений, «схватывает» их одновременно, и звуки музыки не мешают, а даже помогают ему воспринимать в то же самое время живые зрительные впечатления, видеть окружающий мир во всей его полноте и красочности. Для каждого человека это должна быть такая музыка, в которой он буквально растворяется от удовольствия, как во время медитации, когда на электроэнцефалограмме доминирует альфа-ритм покоя, но при этом мозг открыт для любых чувственных переживаний. И, что особенно важно в свете обсуждаемой темы, это же правое полушарие ответственно за целостность нашего поведения, за гармоничное сочетание движений, за способность сделать, даже до осознания, быстрый и безошибочный выбор правильного движения в условиях, когда от такого движения зависит спасение, в экстремальной ситуации. Этот выбор происходит почти интуитивно, без предварительного анализа, и человек потом, как правило, не помнит, что именно он делал и в какой последовательности и как ему удалось быстро среагировать. А помочь ему могла музыка, звучащая не только в ушах, но и в нем самом, музыка, которая создает внутреннюю гармонию и в то же время не отвлекает от происходящего вовне, не сосредотачивает наше внимание на чем-то одном…

читайте такжеПочему мы так ездим?

Это означает, что доставляющую удовольствие музыку стоит слушать не только при вождении, но и при решении самых различных задач, чтобы видеть проблему в широком контексте ассоциаций и разнообразных связей с другими проблемами. Музыка при этом не создает альтернативу решаемой проблеме – она создает хороший фон для решения. Я знаю профессиональных компьютерщиков и программистов, успешно работающих под музыку, которая даже, по их словам, позволяет им лучше сосредоточиться на определенной проблеме и не устать при этом. Активность правого полушария при создании или восприятии многозначных образных представлений не требует дополнительных энергетических затрат от мозга. Поэтому и творческие люди не устают именно в процессе творческой деятельности, а готовность к творческому решению полезна при любом виде деятельности. Слушайте свою музыку…

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье