psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Екатерина Смирнова
Екатерина Смирнова
педагог-психолог, преподаватель международной школы иностранных языков, общий стаж работы 12 лет. Окончила факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Изучение иностранных языков в группе: как найти свое место

Взрослые иногда намного острее, чем дети, переживают из-за ошибок и опасности выглядеть глупо. Обучение в группе – яркий пример. Преподаватель английского языка Екатерина Смирнова делится несколькими правилами, которые помогут сделать изучение иностранных языков в группе приятным и эффективным.
alt

Как преподаватель много раз замечала интересную вещь. Одно и то же занятие для учеников в группе проходит совершенно по-разному. Казалось бы, материал одинаковый, объясняю всем одновременно, упражнения те же, а результат разный. Как это объяснить?

Можно исходить из того, что изначальный уровень языка у всех отличается, да и скорость усвоения тоже, у кого-то память лучше натренирована, у кого-то хуже. Однако, как показывают многолетние наблюдения, очень значимая деталь, влияющая на обучение языку, – сама группа и поведение ученика в ней. Группа – живой организм, на работу каждого ее участника влияет множество факторов, начиная от индивидуальных особенностей студентов, их лингвистических ожиданий и заканчивая настроением, с которым они пришли на урок.

Когда человек заходит в класс и садится за парту, хочет он того или нет, но становится частью единого механизма, управляет которым преподаватель. Мастерство учителя сложно переоценить. От его умения чувствовать психологическое состояние учеников зависят и их результаты, и настроение после урока, и отношения вне класса. В языковой группе, как в любой другой, довольно быстро выявляются лидеры, «тихони», «всезнайки», «двоечники». Опытный и чуткий преподаватель старается корректировать ситуацию, но делает это осторожно – взрослые иногда намного острее, чем дети, переживают из-за ошибок и опасности выглядеть глупо.

Мало кто признается, но мы, взрослые, во многих ситуациях ведем себя как дети. Модели поведения, крепко усвоенные в школе, спустя многие годы получают второе дыхание. Кто-то, как в пятом классе, стремится понравиться учителю, кто-то всеми силами старается стать лучшим, не скрывая громкое «Yessss», получив высший балл за тест. Кто-то стесняется, отвечая на вопросы учителя односложно, быстро, и с грустью слушает, как другой ученик 15 минут рассказывает на иностранном языке, как провел выходные.

Давайте вспомним, что нас раздражало в одноклассниках в школе больше всего, и постараемся не повторять их ошибок. Многих промахов можно избежать, если соблюдать несколько правил.

читайте такжеЯ не могу заговорить на иностранном языке

Правило № 1. Не сравнивать себя с другими

Почему нас так волнует, как мы выглядим на фоне других? Несколько раз я слышала от учеников фразу: «Скажите, я хуже всех, да?» На этот вопрос я всегда отвечаю так: «Зачем вы сравниваете себя с кем-то? Лучше сравните себя сейчас и 2 месяца назад – вот это действительно полезно. Тогда вы не знали чисел и не умели говорить о своих способностях на английском языке – теперь знаете и умеете. И это замечательно». Если постоянно крутить головой по сторонам, конечно, найдете свои слабые точки и множество комплексов. Кто-то лучше произносит звук «th», ну и что? Кто-то быстро читает – и что? Концентрируйтесь на том, что получается у вас. Сравнение полезно тогда, когда вы можете чему-то научиться. Вместо того чтобы злиться и раздражаться, узнайте у соседа, где он научился так быстро читать и как ему удается так чисто произносить «th», – он с радостью вам поможет, поверьте. И самооценка не пострадает, и хорошие отношения сможете сохранить.

Правило № 2. Не подсказывать

Кто любит подсказки? Никто. Поэтому сдержите свое рвущееся наружу «Я» и дайте человеку самому собраться с мыслями, построить фразу или вспомнить слово. Во-первых, это действительно раздражает. Во-вторых, студент и так понимает, что «тормозит и всех задерживает», поэтому отвечает, лишь бы от него отстали, а то и вовсе отмахивается ответом «Не знаю, спросите еще кого-нибудь» и уходит в себя. Это в лучшем случае, а в худшем – может и ответить вам. Неловкая или конфликтная ситуация неизбежна. Но как же сложно сдержаться, когда знаешь ответ и хочется всем показать, какой я умный и что я это помню, а главное, всегда готов помочь. Не поможете, а, наоборот, помешаете. Не стоит забывать, что вы пришли в группу, а значит, не единственный ученик и надо терпеливо ждать, пока кто-то договорит, вспомнит или ответит. Причем слушать других нужно осознанно, стараясь отмечать выражения, которые вы сами уже забыли, мысленно проговаривая и перестраивая фразы. Такая практика может быть чрезвычайно продуктивна. А для говорящего мы тем самым создаем благоприятную ситуацию: когда нас внимательно слушают, значимость собственных слов возрастает, а переживания и страх сделать ошибку, наоборот, исчезают.

Правило № 3. Будьте активны

От вашей активности зависит и скорость обучения, и эффективность, и легкость общения с другими учениками. Если преподаватель разделил группу на пары и дал вам задание, не нужно ограждаться от всех и молчать. Язык – это общение. Иностранный язык – тем более. Получили задание, в котором нужно встать и искать карточки, наклеенные преподавателем на стене? Используйте эту возможность, ведь учитель это делает для вашего же блага: сидеть два часа без движения тяжело. Отказываясь от подобных заданий, вы вносите холодок в плавное течение урока, единое настроение группы. Вас же не просят сделать что-то очень необычное – несколько веселых заданий в игровой форме разбавляют академические упражнения лучше любого кофе-брейка.

Правило № 4. Старайтесь получать удовольствие от процесса обучения

Со школы мы привыкли, что учиться – скучно, долго, а главное, обязательно. Но сейчас же вы в группе по своему желанию, так? Тогда меняйте отношение. Язык – уникальный предмет для изучения, живой, вкусный, дающий массу возможностей. Купите красивые тетради, не ленитесь выполнять домашнее задание, впустите его в свою жизнь, как нечто уникальное и желанное. Приходя с таким настроением на урок, вы будете не только сами наслаждаться, но и заряжать других. А дальше позитивная энергия пойдет по цепочке. В наше сумасшедшее время, с пробками, агрессивными людьми занятия английским станут местом отдыха и источником позитивных впечатлений на несколько дней вперед.

читайте такжеГасан Гусейнов: «Мы не ощущаем русский язык своим»
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье